САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как на Кубани собираются увековечить память писателя Виктора Лихоносова

"Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж" Лихоносова, соединивший современность с прошлым, стал литературным памятником столице Кубани

Художники предлагают установить на одной из улиц Краснодара арт-объект: в центре - сидящий на лавочке Виктор Лихоносов, а вокруг - герои его знаменитого романа / Татьяна Павловская / rg.ru
Художники предлагают установить на одной из улиц Краснодара арт-объект: в центре - сидящий на лавочке Виктор Лихоносов, а вокруг - герои его знаменитого романа / Татьяна Павловская / rg.ru

Текст: Татьяна Павловская (заслуженный работник культуры РФ, "Российская газета", Краснодарский край)/РГ

Cпустя почти два года после смерти Виктора Лихоносова (он скончался в начале августа 2021 года) в краевом центре, где лауреат Государственной премии России и почетный гражданин Краснодара жил с 1956 года, не поставлен ему памятник, не названа в его честь улица, на его доме до сих пор отсутствует мемориальная доска. Хотя знаменитый роман писателя "Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж", соединивший современность с прошлым, стал литературным памятником столице Кубани.

Не судимы будете...

Как нам пояснили эксперты, инициаторами в решении подобных вопросов обычно становятся наследники знаменитостей. Но что делать, если в данной ситуации они, судя по всему, были движимы другими интересами? Ведь обе лихоносовские квартиры - трехкомнатную, где он жил вместе с супругой Ольгой Борисовной, ушедшей из жизни в том же ковидном госпитале за пару недель до мужа, и однокомнатную, выделенную городскими властями в том же доме под кабинет и архив писателя, - его единственная дочь Анастасия выставила на продажу, едва вступив в наследство. Спросите, неужели с ней нельзя было договориться, выкупить одну из квартир под музей, сохранив личные вещи классика русской литературы? Наверняка - можно. Но, увы, этого не произошло...

Но не будем никого судить. Куда важнее попробовать исправить ситуацию. Благо энтузиастов и подвижников, которым дорого имя Лихоносова, в Краснодаре, да и во всей Кубани, очень много. На них и надежда.

Свыше четверти века он дружил с основателем известной "Инва-Студии" Николаем Галкиным и его соратниками, которые занимаются реабилитацией детей-инвалидов средствами искусства. С художником заместителем председателя "Инва-Студии", преподавателем Краснодарского государственного института культуры Василием Руськиным они много путешествовали, объездив чуть ли не полкрая. И везде встречались с молодежью.

- Для ребят он был кумиром, слушали его, буквально раскрыв рты, - рассказывает Василий Иванович. - Весной 2021 года студенты института культуры подготовили большую программу в честь юбилея Лихоносова: 30 апреля ему исполнилось 85 лет. Но из-за проблем со здоровьем он не смог к нам прийти. Тогда мы провели телемост между квартирой писателя и актовым залом, где собрались студенты. Они читали его прозу, говорили теплые слова. Виктор Иванович не скрывал своей радости. Признался, что студенты устроили для него сюрприз и преподнесли замечательный подарок к юбилею.

Часто вспоминаю и его встречу с курсантами Краснодарского военного летного училища, участниками которой были также студенты из-за рубежа. Лихоносов был потрясен, когда услышал, как проникновенно они читают его произведения. Со слезами на глазах он благодарил иностранцев. А в ответ услышал, что именно его проза помогла им понять русскую душу.

В кругу друзей

В собственную душу, как и в свой дом, писатель, особенно в последнее время, пускал немногих. Вошла в этот близкий круг и председатель Общественного совета Юбилейного микрорайона Краснодара Татьяна Захарова. Она также героиня публикаций "РГ", в этом году ее непростой судьбе было посвящено несколько материалов.

- Очень хорошо помню нашу первую встречу, - вспоминает Татьяна. - Она произошла в 2016 году, вскоре после того, как жители избрали меня председателем Общественного совета. Вместе с несколькими активистами мы приняли участие в дискуссии по поводу знаменитой городской Чистяковской рощи, которая тогда варварски застраивалась. На поднявшейся волне общественного протеста голос Лихоносова прозвучал как набат и призыв к действию. После той встречи обменялись телефонами. Выяснилось, что в администрации Западного округа Виктору Ивановичу, как почетному гражданину города, был выделен кабинет. Стали туда к нему с коллегами заходить, а потом вместе проводили встречи с жителями на разных площадках.

Постепенно они стали друзьями, но душу он открыл не сразу.

- Порог его квартиры я впервые перешагнула года через три после того, как по окончании одной из встреч подвезла к дому на улице Ленина, - продолжает Захарова. "Вот мои окна", - показал Виктор Иванович на квартиру на первом этаже. Глянула - и не по себе стало: до того неприглядный вид был у этих окон. Перехватив взгляд, он сначала замялся, а потом признался: "Ольга лежит, болеет, а я никогда не умел по хозяйству управляться, вот и пришло все в запустение. Но вы-то близкие люди, заходите, посмотрите, как живет писатель". Увиденное шокировало: потрескавшаяся штукатурка, отвалившаяся плитка, поломанная мебель, обшарпанные окна с давно не стиранными занавесками. Стало понятно, почему хозяин практически никого сюда не зовет.

К этому времени Захарова была уже членом Градостроительного совета при губернаторе края. Заседание проходило буквально на следующий день после встречи с Лихоносовым, поэтому у общественницы появилась возможность поделиться своей тревогой с главой Кубани Вениамином Кондратьевым.

- Вениамин Иванович моментально отреагировал, дав указание городским чиновником привести в порядок квартиру писателя, - говорит Татьяна. - В ней заменили часть окон, капитально отремонтировали кухню, санузел и прихожую. Во всей квартире навели порядок, приобрели необходимую мебель. Занавески я сама купила и повесила их. Покупать стол отправились в магазин вместе с Виктором Ивановичем. А он там вместо кухонного выбрал письменный. Денег на него не хватало, тогда я позвонила декану факультета журналистики Кубанского госуниверситета Валерию Касьянову, тоже входившему в тот самый близкий круг людей, осведомленных о личных бедах писателя (лишь несколько человек знали о них). Валерий Васильевич сразу сказал: "Не экономь, денег я добавлю. Покупай и стулья, и тот стол, что выбрал Виктор Иванович". Он был просто счастлив! Очень любил этот стол и именно за ним дописывал свою "Анапу песчаную": уже практически готовую рукопись я видела на его столе во время одной из наших последних встреч.

После ремонта Лихоносовы два года прожили в нормальных условиях. От услуг соцработника Виктор Иванович категорически отказался, поэтому помогали ему поддерживать порядок в доме и ухаживать за лежачей супругой члены все того же "близкого круга", несколько человек, в том числе Захарова.

- Он очень переживал о судьбе своего архива, который хранился в квартире, которую администрация предоставила под кабинет, - рассказывает Татьяна. - Была там несколько раз, видела, что буквально все завалено папками с рукописями и его перепиской. "Смотри, - говорит, - вот рукопись "Нашего маленького Парижа", а это - "Осень в Тамани". Делился планами, куда и что собирается передать: это, мол, в рукописный отдел Центральной библиотеки имени Ленина, это - в Государственный архив литературы и искусства, а это - в Краснодаре оставлю. Очень переживал и хотел, чтобы его личная переписка нигде не публиковалась в ближайшие 20-30 лет. Я советовала письменно оформить свое литературное завещание, но не знаю, успел ли он это сделать.

А вот свою волю по поводу имущества писатель изложил в обращении на имя губернатора региона. Суть послания, изложенного на полутора страничках, в последней фразе, адресованной главе края: "Прошу облегчить формальные процедуры завещания для моей дочери Анастасии - на усадьбу в Пересыпи и квартирное имущество в Краснодаре". Передать обращение адресату Виктор Иванович поручил Захаровой, что она и сделала.

Задание на завтра

Произошло это вскоре после юбилея, который на Кубани из-за проблем со здоровьем Лихоносова собирались широко отметить осенью. Увы, не случилось: в ночь на девятое августа того же, 2021 года классик умер от ковида в одном из инфекционных госпиталей города. В сентябре, в день сороковин, в Краснодаре, в Общественном центре на улице Северной, прошла выставка работ художников, посвященных творчеству Лихоносова, в тот же день ее участники создали инициативную группу по увековечению памяти писателя. Вскоре было подготовлено обращение на имя губернатора края. В нем - 10 пунктов. В частности, предлагалось присвоить имя В. И. Лихоносова Кубанскому государственному университету, который окончил писатель ("В Москве есть университет имени Ломоносова, а у нас будет имени Лихоносова", - заявили при обсуждении авторы обращения). В полученном в декабре того же года ответе из министерства культуры по этому поводу сказано, что "руководство КубГУ считает возможным присвоить имя Лихоносова филологическому факультету университета". Присвоили или нет, пока неизвестно.

Не появились в Краснодаре улица, названная в честь Лихоносова, памятная доска на доме, где он жил, а на улицах города - бронзовые скульптуры литературных героев произведений писателя. Пока всего этого, насколько известно, нет даже в планах. Хотя некоторый прогресс в деле увековечения памяти классика все-таки уже виден - его имя присвоено школе № 97 Краснодара. Решение по инициативе администрации учебного заведения, где уже создан музейный уголок писателя, в ноябре прошлого года приняли депутаты городской думы столицы края.

"Люблю тебя, светло"

Зато с изданием книг и проведением выставок все в порядке. Краснодарское издательство "Книга" переиздала два сборника произведений Лихоносова. В них вошли воспоминания его современников, а также знаменитые письма писателя к власти, опубликованные в разные годы в журнале "Родная Кубань" и других изданиях. Потрясающий эффект этих сборников в том, что они проиллюстрированы фотографиями самого писателя.

- Виктор Иванович всю свою жизнь не расставался с фотоаппаратом, - рассказывает главный редактор издательства "Книга" и составитель сборников Татьяна Василевская. - 150 фотопленок с уникальными снимками сохранил и передал мне любитель-архивариус Константин. Мне удалось сканировать весь этот материал, который я полностью передала в Краснодарский музей имени Е. Д. Фелицына. Самые интересные фотоработы Лихоносова смогут оценить читатели сборников. Они вызвали большой интерес, и сейчас готовится второе издание.

Кстати, на страницах нашей газеты подробно освещалось появление некоторых новинок, которые презентовало это издательство. Так, еще в феврале 2015 года мы написали о выходе подготовленных Татьяной Василевской "Писем с фронта", назвав этот сборник, опубликованный при участии краевых властей, "уникальным проектом" ("На Кубани издали уникальный сборник фронтовых писем и дневников" - "РГ-Неделя" от 02.09.2015 г.). Рассказывали мы и о состоявшейся в Литературном музее Кубани презентации сборника, посвященного нашему земляку, "Люблю тебя светло" (На Кубани вышла книга о знаменитом кубанском писателе Викторе Лихоносове - "РГ-Неделя" от 09.03.2022 г.)

В этой связи было тем более странно, что буквально на следующий день после выхода "РГ-Недели" на сайте одной из краевых газет за подписью Татьяны Василевской был помещен материал "Кривда против правды". В нем говорилось, что в нашей статье (цитируем) "идет речь о неуважительном отношении к Виктору Лихоносову со стороны краевых властей, которые якобы ничего не сделали для увековечения памяти выдающегося писателя". Более того, в конце публикации пассаж повторялся, и мы были обвинены в том, что написали (снова цитируем) о "недостойном отношении краевой власти к творческому наследию Виктора Лихоносова".

Оставим в стороне заголовок этой публикации, сильно смахивающий на выражения из полемики в коммунистической печати прошлых лет, а лишь сильно удивимся тому, как мог ее автор прийти к таким выводам, прочитав наш материл, где и в помине ничего подобного не было.

Писатель и его герои

Но продолжим разговор о том, что мы сегодня можем сделать для сохранения памяти о писателе.

К примеру, группа художников-энтузиастов из "Инва-Студии" предлагает установить на одной из центральных улиц Краснодара арт-объект, созданный по мотивам "Нашего маленького Парижа" и уже написанный маслом: на недавней выставке экспонировалась картина с сидящим на лавочке писателем и держащим в руках свой легендарный роман. А вокруг - его герои: атаман Бабыч, Лука Костогрыз, Калерия Шкуропатская и другие колоритные жители Екатеринодара.

- Я с этой картиной обошла десятки кабинетов краевых и городских чиновников, - говорит нынешний председатель "Инва-Студии" Людмила Рысухина. - Спрашивала, хотят ли они жить в "собачкиной столице"? Лично я хочу жить в "Нашем маленьком Париже". Но для этого на наших улицах должны такие памятники появиться. Сейчас вместе с архитекторами выбираем для него место. Надеюсь, эту общественную инициативу поддержит не только власть, но и бизнес.

...В книжном шкафу у одного из журналистов Краснодарского филиала "Российской газеты" как самая ценная вещь хранится первое издание выпущенного в 1987 году "Советским писателем" романа "Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж" с дарственной надписью автора. А заканчивается надпись такими словами: "На память о Времени".

Именно так - о Времени, с заглавной буквы.

Может, уже пришла пора начинать отдавать наши долги Виктору Ивановичу Лихоносову - писателю и замечательному человеку, сумевшему в своем творчестве и жизни подняться над Временем?

Прямая речь

Любовь Попова, председатель Общественной палаты Краснодарского края:

- Сегодня время, когда мы должны свою историю, культуру и литературу высоко поднять, как флаг, и достойно нести. Обязательно нужно, чтобы памятник Лихоносову появился в городе, который он очень любил и прославил на страницах своего романа. Хорошо, что с этой идеей вышла общественность. Мы ее обязательно поддержим, уверена, что к реализации замысла подключатся представители бизнес-сообщества.

Андрей Зайцев, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе Краснодарского края, профессор Кубанского госуниверситета:

- Виктора Лихоносова по праву можно назвать певцом земли кубанской. Для Кубани это имя значит не меньше, чем имя Михаила Шолохова для Дона. Его "Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж" не только были созданы на основе исторических источников (еще аспирантом я встречал его роспись в листе использования архивного дела пашковского казака Андрея Шкуры - будущего генерала Шкуро), но и сами стали источни- ком знаний о столице кубанского казачества и ее жителях. Выпускник историко-филологического факультета Краснодарского пединститута прославил наш край на всю страну. Пришло время потомкам сполна вернуть долг памяти своему выдающемуся земляку. Вклад Виктора Лихоносова в наше культурное наследие уже увековечен в школьных учебниках по кубановедению, научных и популярных изданиях по истории региона, энциклопедиях, литературоведческих исследованиях и антологиях. Но этого явно недостаточно для его достойного присутствия в исторической памяти потомков.

Вот почему члены Совета при Губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека сразу поддержали инициативу своей коллеги Татьяны Захаровой увековечить память выдающегося кубанского писателя. Произошло это еще осенью 2021 года, когда на имя руководства края было направлено обращение общественности с конкретными предложениями. К сожалению, ряд из них до сих пор остались лишь на бумаге. Убежден: долг гражданского общества, представителей научной, педагогической и просветительской общественности - объединить свои усилия с органами власти и представителями бизнеса для создания музея и памятника Виктору Ивановичу Лихоносову.

Точка зрения

Владимир Громов, казачий генерал, первый войсковой атаман возрожденного Кубанского казачьего войска (1990-2008 г.), Герой труда Кубани:

- Виктор Иванович был казаком по своему духу, хотя в его роду, насколько мне известно, казаков не было. Просто поразительно, насколько точно ему удалось изобразить в своем романе рядовых казаков и атаманов Екатеринодара. Как профессиональный историк, могу подтвердить достоверность всего описанного Лихоносовым, потому что он ничего не придумывал, а художественно описал то, что годами изучал в архивах. Я с ним не раз там встречался. Изучив документы, он сумел погрузиться в атмосферу жизни и быта кубанских казаков.

Прекрасно помню, какой бомбой стал выход его романа! "Наш маленький Париж" продавали из-под полы, купить его можно было только на вещевом рынке. Выход этого романа, его герои, образы, созданные талантливым писателем, воссозданная им обстановка казачьего быта послужили одной из предпосылок пробуждения исторической памяти и возрождения казачества Кубани. У Виктора Ивановича потрясающая по глубине мысли публицистика. Его всегда беспокоило то, что происходило вокруг. Он всегда писал правду, не пытаясь кому-то понравиться и оставаясь до конца жизни писателем-гражданином. Я горжусь, что жил в эпоху Лихоносова. Память о нашем замечательном земляке нужно закрепить на мемориальных досках, в названиях улиц, в создании посвященного ему мемориала.

Мнение

Виктор Захарченко, народный артист России, художественный руководитель Кубанского государственного казачьего хора, Герой Труда России, дважды Герой труда Кубани:

- Я счастлив, что в моей жизни был, есть и навсегда останется Виктор Иванович Лихоносов. Мы были близкими по духу людьми, а лично я всегда считал его великим русским писателем и своим братом. Лихоносовская проза светла, поэтична и в то же время очень глубока. Сам он из того поколения, которых называли "деревенщиной". Кто-то употреблял этот эпитет с пренебрежением, а я считал их писателями высшей пробы. Потому что с деревней связана наша корневая система, а те, кто радеет за ее укрепление, зрят, что называется, в корень. Не случайно предисловие к роману "Наш маленький Париж" написал Валентин Распутин. У них с Лихоносовым были родственные души. Лично я воспринимаю двух этих писателей как единое целое. Они чувствовали друг друга на расстоянии.

Помню, однажды Валентин Григорьевич, с которым мы дружили и переписывались, попросил, чтобы я навестил Виктора Ивановича. Написал, что его последние письма сильно растревожили его душу. Лихоносов всегда был откровенным и говорил то, о чем другие молчали. Это нравилось далеко не всем, особенно его знаменитые "Письма к власти", публикация которых добавляла писателю недоброжелателей. Мы созвонились, потом встретились. "Да все нормально, это была временная хандра, которую я, так уж вышло, выплеснул на Распутина. Но теперь я опять на коне и готов идти в бой. Благо есть за что".

До последних дней Лихоносов был действительно, что называется, на коне, несмотря на проблемы со здоровьем. Он принимал участие в фестивале "Вечевой колокол", смотрел фильмы и участвовал в дискуссиях, которые проходили в здании Кубанского казачьего хора. Для меня праздником становилась каждая встреча с другом и единомышленником. Лично для меня эта утрата невосполнима, как, убежден, для всех неравнодушных жителей края. Виктор Иванович остается в наших сердцах, ну а на улицы столицы Кубани он должен вернуться в бронзе.