САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Музыка и литература: пять лучших образов Тамары Синявской

К юбилею оперной певицы, народной артистки СССР Тамары Синявской

6 июля исполняется 80 лет оперной певице, народной артистке СССР Тамаре Синявской / belkanto
6 июля исполняется 80 лет оперной певице, народной артистке СССР Тамаре Синявской / belkanto
6 июля исполняется 80 лет оперной певице, народной артистке СССР Тамаре Синявской. В честь весомого юбилея вспомним пять самых популярных образов артистки, берущих начало в литературе

Текст: Айдана Кусенова (при участии Михаила Зильева)

Кармен (Проспер Мериме)

Партия в опере Жоржа Бизе по мотивам одноименной Новеллы Проспера Мериме - главная в карьере любой меццо-сопрано. Образ роковой женщины, игравшей судьбами людей как игральными костями, подвластен не каждой певице. Столь экстравагантный сюжет не сразу был принят французской публикой, но видевший ее первые неудачные постановки Петр Чайковский тогда заявил, что это шедевр и предрек опере высокую популярность, а дерзкая «Хабанера» (L’amour est un oiseau rebelle…) по сей день входит в число самых популярных номеров классической музыки. Такой же мировой успех Кармен принесла и Тамаре, выступавшей с нею на родине оперы - в Париже.

Лаура (Александр Пушкин)

Опера Даргомыжского «Каменный гость» – новаторская для своего времени. Она написана не «по мотивам», а точно на текст Пушкинской «маленькой трагедии». И, соответственно, в ней нет привычного для классической оперы деления на арии и речитативы. Но по ходу действия молодая актриса Лаура поет своим гостям песню. Пушкин не вписал в текст трагедии, что это за песня – и в этом качестве Даргомыжский использовал «испанское» стихотворение Пушкина «Я здесь, Инезилья». Которое с истинно испанской страстью исполняла Тамара Синявская.

Черноглазая казачка (Илья Сельвинский)

Бойкая и задорная песня может показаться русской народной, но у нее есть конкретный создатель - Матвей Блантер, автор «Катюши». Он сочинил ее в 1966 году специально для певца Леонида Харитонова - солиста Академического ансамбля песни и пляски советской армии им. А. В. Александрова. Позже песня звучала в фильме-концерте «Новогоднее похищение». Песня написана на стихотворение Ильи Сельвинского «Казачья шуточная». Матвей Блантер, «распевая» строки стихотворения, еще акцентирует его хореический ритм, слова подчиняются упругому неравномерному ритмическому рисунку, под который невозможно не заплясать.

Любаша (Лев Мей)

В числе русских оперных образов для меццо-сопрано Любаша занимает особое место. Она – ключевой и единственный вымышленный персонаж оперы Римского-Корсакова «Царская невеста»: волевая женщина, которая в порыве отчаяния пытается сохранить возлюбленного Григория Грязно́го и избавиться от Марфы, в которую тот влюблен. А свою глубокую печаль Любаша выражает в знаменитой арии. Масштабная лирическая драма с выразительной музыкой, с участием реальных исторических лиц написана по пьесе Льва Мея в обработке Ильи Тюменева. «Царская невеста» – любимая опера Тамары Ильиничны, она отмечала, что Любаша – русская женщина, которая точно и тонко выписана в музыке Римского-Корсакова.

Забыть так скоро (Алексей Апухтин)

Будучи оперным композитором и симфонистом, Петр Чайковский обогатил вокальную музыку разными приемами из этих крупных сценических жанров. И наоборот, то, что он искал в романсах, развивал далее в операх. Чайковский переосмысляет сам камерный жанр романса, превращая его в вокальную поэму. Романс «Забыть так скоро…» на слова его старшего друга и наставника Алексея Апухтина – ранний опыт композитора, который на тот момент еще не завоевал музыкальный олимп. Он выделяет в музыке основную интонацию речи, развивая ее в дальнейшем по музыкальной основе. Не случайно здесь постоянно в разной окраске мелькает «забыть, забыть, забыть…».