Текст: Андрей Васянин
Несколько набросанных на клочке бумаги строк бывают дороже золота. Например, вот таких: «Костя милый, повесь эту акварель рядом с Элизиумом, внизу». Тут же схема развески картин и стрелочка, показывающая место для акварели, и подпись «Лева». Это 1906 год, просьба Льва Бакста к Константину Сомову перед выставкой первого.
А вот еще: «Любезный Вильгельм. Пеняй на мою лень — и прав будешь. Дивлюсь, коли сохранил ты ко мне хотя искру любви...» – это уже рука Грибоедова, письмо Кюхельбекеру, 1822-й...
Новые поступления в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) представляют ежегодно, каждое лето. Это своего рода отчеты архива за год работы – по разборке документов, их атрибуции, составления научных описаний... Для выставки отбирается самое ценное и самое неожиданное.
Вот, например, страничка из истории. За козерога Ваську, гамадрила Галку, тигра Сиротку, антилопу Мурку и других эвакуированных из Московского зоопарка зверей когда-то развернулось целое сражение. Свердловский зоопарк ужасно не хотел их возвращать. И перед нами уникальный документ – приказ Госарбитража РСФСР от 4 июля 1944-го «о принудительном исполнении решения» о возвращении перечисленных питомцев домой… Архив писательницы и сотрудницы зоопарка Веры Чаплиной, автора любимой советскими детьми «Кинули», повести о жившем в городской квартире львенке, был передан в РГАЛИ тщательно разобранным, в идеальном состоянии.
Часть архив актера Готлиба Ронинсона погибла на помойке, а часть едва ли не в последний момент была вытащена из кузова мусоровоза. Мастер театрального и киноэпизода, сыгравший, в том числе, начальника Юрия Деточкина в «Берегись автомобиля», жил один, умер от инсульта в 1991-м, а из его квартиры вместе с дорогой аппаратурой вынесли уникальные фотографии и документы, которые народный артист РСФСР скрупулёзно собирал всю жизнь. Пропала переписка с Булгаковым, но вот на витрине, среди редких довоенных фото – письмо Юрию Любимову, в котором Ронинсон возмущается непочтительным отношением к нему режиссера.
А открывают выставку писательские витрины. Довоенное фото Виктора Астафьева, машинописи с правкой.
А вот, возможно, самое начало работы над «Царь-рыбой»: неровные строки, набросанные на листочке в клетку… А на фото из фильма Михаила Ромма «Русский вопрос» в роли радиодиктора – неузнаваемый Виктор Драгунский…
Украшение театрального раздела – пухлый, в салонной традиции, альбом из архивного фонда театрального критика Юрия Бахрушина, сына знаменитого мецената. Альбом с 1900-х годов заполнялся работами и памятными подписями художников, актеров, писателей – на русском, французском, английском, хинди... Здесь же эскизы театральных костюмов и декораций, и тут удивляешься интуиции кураторов, посчитавших возможным извлечь из альбома акварель Сергея Ягужинского «Кукла» и положить ее рядом. А в коллекции Бахрушина оказались еще и Коровин с Малявиным...
Карандашные раскадровки Алексея Баталова по гоголевской «Шинели», кинохлопушка с надписью «Три Толстяка», нотные рукописи композитора Николая Чемберджи и певицы Ирмы Яунзем, машинопись сценария незаконченного фильма Эйзенштейна «Бежин луг» из фонда сценариста фильма Александра Ржешевского, туши и акварели Татьяны Мавриной...
Выставка новых поступлений, по словам начальника отдела информации и использования РГАЛИ Ксении Яковлевой, одна из сильнейших за последние годы. Архив продолжает пополняться: уникальная коллекция Ильи Зильберштейна, украсившая выставку письмами Карамзина – императору Николаю I, Горького – Керенскому, рисунками Жорж Санд и рукописями Мандельштама, еще только осваивается Отделом научного описания.