САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Вита Градская. Не плачьте, Надя, дорогая (отрывок)

Публикуем работы, присланные на конкурс рассказов "Доживем до понедельника"

Работы, присланные на конкурс рассказов 'Доживем до понедельника' / godliteratury.ru
Работы, присланные на конкурс рассказов 'Доживем до понедельника' / godliteratury.ru

Автор: Вита Градская

Моей учительнице Евтушенко Надежде Васильевне.

(Отрывок)

— Петровна, париться!

— Пожалуй, я воздержусь сегодня.

Учительская выдержка не подводила ее и в бане.

— Как это — воздержусь?! Значит, как ломать мою детскую психику, ставить мне двойки — нате вам, пожалуйста! А отрабатывать детские травмы, нанесенные недрогнувшей рукой — хренушки?!

Даже в бане моя бывшая учительница сидела прямо, методично натирая мочалку мылом, не теряя аристократическую, ровную осанку.

— Петровна! Не доводи меня до греха — париться!

— Господи, помилуй! Да что ты привязываешься ко мне?! Что тебе до моего паренья? Хочешь, иди сама. Плескай на каменку, сколько твоей ненасытной душеньке угодно. Париться, париться, — уже тише пробормотала она.

— А я так разогреваюсь, сама чай знаешь!

— Ольга, оставь свой тон! Ты невыносима.

Сценарий не менялся от недели к неделе, от субботы к субботе, от месяца к месяцу. Обе знали, что, соблюдя все ритуалы, пререкания, приказы и отказы, окажется Надежда Петровна на полке под моим веником.

— Ольга, ты достала меня! — все-таки в сердцах, напоследок перед экзекуцией, воскликнула она.

— Ого! Вон как мы заговорили! А где наша хваленая педагогическая выдержка? — весело подначила я ее.

— Где-где. В соляной кислоте! Вот где! — неожиданно, не по сценарию выдала Надежда Петровна, и сама засмеялась своей шутке.

— Хрена, вот выдала! — довольно рассмеялась и я, — это скорее из курса химии! А вы, как физик, могли бы сказать: вакуумом- щите. Или в вакуум пустоте на худой конец. Ну, или наконец, совсем лирично — на уроке — в скукоте!

— Все? — снова по-учительски поджав губы, спросила она, — поупражнялась в остроумии? Не смешно.

И, отложив в сторону мочалку, поплелась в парную.

— Давление у меня с утра было, — напомнила она мне.

— А что, это что-то меняет? И вчера, и в прошлую субботу, и на Юрьев день. — Стабильность — залог успеха.

— Успокойся, голубушка! — перебила она меня, — все равно, пока ты не удовлетворишь свои прихоти, не отстанешь. Давай, бей меня, да в дом пойду. Петр Игоревич поди заждался нас.

Петр Игоревич, муж Надежды Петровны, бывший директор крупного градостроительного завода, наказывал нам сегодня перед баней не разнеживаться, языками не сцепляться, пощадить веники, и в бане не задерживаться. А дабы! Дабы колдовал на заднем дворе над шашлыками! И не просто над шашлыками — над мясом молодого кабанчика, подстреленного им собственноручно и приготовленного по секретному рецепту, доставшемуся ему от деда. Дед, согласно семейной легенде, тоже получил его от своего деда, а тот, в свою очередь, — от своего. Вероятнее всего, легенда заканчивалась пещерным мамонтом. Только дело сейчас было не в рецепте, а в строгом цейтноте времени, отведённого нам серьезным хозяином. Да и именитая хозяйская медовуха собственного сочинения уже потела на столе.

Несмотря на весь свой кураж, показное позерство, взятый уже много лет назад ироничный тон, парила я Надежду Петровну бережно. Скорее, даже не парила, а нежила под свежим чистяговым веником. Плеснув на каменку "Жигулёвского", которое, испаряясь, наполнило хлебным духом маленькую парилку, я бережно охаживала бока своей бывшей, обожаемой учительницы. Строгой учительницы физики.

Нет, не так нужно было начинать повествование.

В свою школу номер тринадцать меня влюбил старший, обожаемый мною брат Витька. Слушать его рассказы, в коих он был непревзойденный мастак (и фантазер, как я позже догадалась), я могла вечно. А спекулировать ими Витьке было очень выгодно: пока он с горящими глазами завирал мне про школу, о своих проделках в ней, и о том, как круто быть учеником, я в это время отдувалась на мытье посуды "за себя и за того парня". Пока этот парень жарко ввирал мне о шалостях и плутнях на перемене, я плавно от посуды переходила к приборке, а "тот парень", удовлетворенно улыбаясь, сочинял новые истории. Рассказы были пропорциональны домашним делам, как только у меня заканчивались родительские задания, у Витьки резко обрывались рассказы. Он щелкал меня по носу — все, мелкая, отвали!

А я тем временем влюблялась в его тринадцатую школу.

И для меня не было иных вариантов — только тринадцатая школа! Я умозрительно уже была героем Витькиных рассказов, мысленно носилась по коридорам, толкалась в буфете за пирожками и побеждала на спартакиадах.

1 сентября, под гнетом кипенно-белых бантов и традиционных негабаритных школьных астр, я благоговейно переступила порог вожделенной школы номер тринадцать первого А класса. Щенячья радость щекотала нос свежевыкрашенными стенами класса, слегка пожимала большой палец ноги еще не разношенными туфельками и легкой тяжестью лакированного портфеля приятно тяготила руку.

А 30 сентября, вернувшись с вечернего гуляния, я застала дома свою учительницу Варвару Владимировну и незнакомую тетеньку.

— Тебе, Оля, придется перейти в другую школу, — сказала мама, — в тринадцатой школе классы переполнены, а по месту жительства мы приписаны к пятнадцатой.

Два дня я билась в истерике, грозилась заболеть гриппом, клятвенно обещала стать милой и прилежной девочкой, но только в своей школе. В понедельник папенька безжалостно взял меня за руку и проводил второй раз в первый класс, теперь уже без кипенных бантов и букета.

Предугадательно новая школа сразу воспринялась враждебно, уже просто по определению — это не моя школа! В ней не учился мой Витька, в ней никогда не случатся те чудесные истории, и в ней не будет забавных учителей из смешных Витькиных историй. Школа априори стала узилищем.

Два года, отбывая учебную повинность, я канючила у родителей об обратном переводе. Наконец дрогнуло сердце даже у непробиваемого папеньки, и буквально 30 августа он вымолил перевод в желанную школу. Теперь уже 3-б класса.

Таким образом, у меня, словно у прилежного второгодника, одноклассники множились, дружба крепчала, а вот отношения с учителями не складывались и в этой школе.

И дело, видимо, было не в школе, а собственно говоря, во мне.

В то время диагноз "дислексия и дисграфия" ещё не значился в медицинских реестрах, а будущие психологи и социологи покамест сидели со мной за одной партой, и клеймо "труднообучаемый ребенок" стало моими вторыми именем-фамилией.

Нет, двоечницей я не была, по некоторым дисциплинам даже обгоняя многих одноклассников, а вот русский и литература, при всей любви к ним, стали мне злой мачехой. Писала я с ошибками, чаще всего глупыми, переставляла слоги, путала буквы, и чтение с письмом в каталог моих сильных сторон не входили.

Когда в пятом классе в школе был объявлен конкурс на лучшего чтеца, я со всей неугомонной радостью сделала шаг вперед со счастливой лыбой, демонстрируя пустоту от поздно покинувшего меня молочного зуба.

— Ты-то, Градская, куда собралась? — презрительно скривилась Ирина Пална, наша литераторша, — не мешало бы тебе сначала Лермонтова выучить. Кто сегодня за "Утес" двойку схлопотал?

"Утес" действительно сегодня почивал на двойке, но отнюдь не потому, что не давался мне — предпочтение вчера пало на "Тайну двух океанов".

Зарубив карьеру чтеца, Ирина Пална, сама того не зная, дала мне в руки карты поэта. На другой день, на заднем дворе школы, я декламировала местной тусовке голосом ранней Ахмадулиной:

  • Ночевала Ирка как-то в школе,
  • Пушкин ей стихи читал про тучку.
  • А наутро, в классе у рояля
  • Обнаружили большую кучку.

Мне аплодировали, смеялись, хвалили, словом «талант» признали, и посему в дальнейшем эпиграммы не раз читались еще и еще. Конкурс чтецов я организовала для себя сама.

В старших классах камнем преткновения стала физика. Не возлюбив учительницу, я не возлюбила и ее предмет. На уроках хамила, срывала их, и, заполучив от нее "обезьяноголовая", встала на тропу войны, окончательно забив на учебу.

Родителей еженедельно вызывали в школу, отцов ремень свистел над моей многострадальной задницей, дневник краснел от стыда, а я упрямо мстила физичке и срывала уроки русского языка.

Прилежные девочки, чьими дневниками гордились их папы-мамы, поджимали губки, пытались воспитывать меня на школьных собраниях, требовали клятвенного обещания облагоразу́миться, и не найдя во мне понимания, сделали меня изгоем класса.

Мы учились тогда в восьмом классе, когда в нашей школе рухнул потолок. Моему ликованию не было предела, и к моему восторгу присоединились еще несколько оболтусов, тоже обласканных учительской нелюбовью.

Наше ликование длилось весьма недолго — мы получили перераспределение в другие школы. Конечно же, это была школа номер пятнадцать.

— Хоть бы к Ясиплевой попала наша двоечница, — услышала я вечером разговор родителей, — она и физик сильный, и учительница хорошая. У моей коллеги сын у нее учится, так та нарадоваться не может.

— Хоть к сопливой, хоть к гнусливой, все одно — учиться не буду! — крикнула я из своей комнаты. — Не буду я учиться в другой школе. Я свою люблю.

— Оно и видно, — вздохнула мама, — и нас любить заставляешь, каждую неделю туда ходим.

— Все равно я после восьмого класса уйду! Я в мореходку поступать буду.

— Ага, — поддакнул папа, — там твой аттестат уже на торги выставили. С твоими парашами хотя бы местное ГПТУ двери в страхе не закрыло.

Но Ясиплева для меня в тот год не сбылась — со мной вместе в 15-ю школу перебазировалась физичка Кукина.

Через неделю, пытаясь установить новые порядки в столовой, отвоевывая себе заслуженное уважение тумаком и кулаком, я услышала:

— Надежда Петровна, здравствуйте. Проходите, Надежда Петровна.

— Ничего, ребята, я постою, вы кушайте, — сказала Надежда Петровна. — У меня сейчас свободный урок.

"А ничего такая тетка, — подумала я, — не оттащила меня за шкварник от прилавка".

— Кто это? — поинтересовалась я мимоходом у местных.

— Ясиплева. Физичка наша. Мировая училка! Только строгая очень. А так мировая!

— Как это — строгая и мировая? Так не бывает, — назидательно ответила я, — либо строгая, либо мировая.

Симбиоз двух определений среди учителей мне пока не встречался.

Встретились мы с ней в школьном коридоре, куда я вылетела с урока, после очередной перепалки с химичкой. Надежда Петровна остановилась возле меня, посмотрела с участием, и даже, кажется, взяла за руку.

— С урока выгнали? — без ядовитости спросила она.

— Ну, как выгнали, — вдруг стушевались я от обычного вопроса, — так, попросили выйти за дверь.

Впервые за всю мою школьную повинность мне стало стыдно за поведение.

— Ну проветрись, раз попросили выйти, — усмехнулась она, — а ещё лучше — подготовься к следующему уроку.

"А ругать? А стыдить меня? А взывать к совести?", но Надежда Петровна уже шла дальше.

Вполне понятно, что ни в какое мореходное училище после восьмого класса меня не отпустили, с ремаркой "глупа еще". Папа просто покрутил у виска, припугнув кулаком для профилактики, а мама, махнув рукой, пригрозила затолкать меня на "калинара" (Хазанов к тому времени научил всех правильно произносить это слово), если попробую саботировать 9-й класс. На мои резонные доводы, что я не хочу учиться в другой школе, папа ответил:

— Ты и в своей балду пинала.

И вскинув школьную сумку через плечо, составляя в голове план мировой мести и школьной революции, поперлась я 1 сентября в ненавистные застенки № 15, с целью быть исключенной из ученического гестапо в процессе школьного курса.

Папенькиного ремня я уже не боялась, жёстко перехватив его однажды на лету, маменькины слезы оставляли равнодушными мое подростковое сердце, а брат Витька, закончив Политех, уже обзавелся своей семьёй, растил сына и нашими семейными проблемами не интересовался.

— Фига, — облетела на первой перемене новость наш класс, — Кука в другую школу перешла! У нас теперь Надежда Петровна будет!

Как ни странно, но против нее не возражала даже я.

— Оля, — обратилась она ко мне на первом уроке, — помоги мне раздать тетради для лабораторных работ.

Класс замер от такой неслыханной дерзости, с любопытством ожидая хамскую ответочку. Остальные учителя уже были воспитаны мною и сами на комплименты не напрашивались.

Тетради молча нашли своих хозяев. Хамить Надежде Петровне не хотелось.

С биологичкой отношения у меня в тот год испортились окончательно, химичка каждый день тайно ожидала от меня какой-нибудь пакости, математичка уперла в портфеле домой пресловутый череп (классическая шутка полудурков), а англичанка поставила вопрос ребром — или я, или Градская. Все дружно ждали подарка судьбы, в виде моей трудноизлечимой болезни и отсутствия в школе.

Под мою тяжёлую артиллерию не попадала только Надежда Петровна. Ее выдержка, спокойствие и предупредительность к ученикам вызывали у меня ответное чувство уважения. Прямая, строгая, красивая. Она шла по школе под немое обожание учеников. Ею восхищались. Ее боялись. Ее любили. Скорее всего уважали за ее ненаигранное участие в детских судьбах. Она не заигрывала с нами, но и не относилась к нам свысока — барьер ученик-учитель крепко держался на означенной метке. Она взаимно уважала нас! В своих учениках она видела не докучающих, вечно досаждающих спокойной учительской жизни балбесов, а видела в нас личностей.

— Ольга, тебе доставляет удовольствие доводить учителей? — однажды поинтересовалась она и, не дождавшись ответа, попросила: — Будь добра, отнеси вот этот прибор до кабинета физики.

Прибор покорно был доставлен в кабинет, но домашнее задание моего внимания не удосужилось.

— Градская и Косульников сегодня останутся после уроков, — объявила Надежда Петровна после занятий. — Ольга, найдешь свободный класс и пригласишь меня туда. — И поправила очки.

Этот жест я впоследствии переняла для себя — элегантно, мизинцем.

— Ольга, с сожалением должна констатировать, что за четверть у тебя выходит двойка, — серьезно произнесла она, — ты способная девушка (ого! не развращенная дрянь, но — девушка!), мне хотелось бы поставить тебе положительную оценку, но ты получишь то, к чему стремилась. Не хочешь исправить? У тебя ещё есть возможность.

Я надменно пожала плечами, но от исправления отказалась.

— Дура ты, бессовестная! — напала на перемене отличница Наташка Костина. — У Надежды Петровны муж, между прочим, болеет! И дети дома маленькие.

— И чё? Я, что ли, ее мужа заразила? — пошла в наступление я. — Пусть сидит дома и ухаживает за ним.

— Дура, — ещё раз пригвоздила меня Наташка, — она вместо этого с тобой после уроков занимается. А муж у нее в аварию попал, и она за ним знаешь как ухаживает! От смерти спасла! — с гордостью просветила меня Наташка.

Это было сказано с такой гордостью, словно не Надежда Петровна, а сама Наташка, не смыкая очей, "отнимала у смерти слепой" покалеченного мужа.

Вообще тема "муж Надежды Петровны" была излюбленной для наших девчонок. Все уже изрядно пережили подростковый период, перешли на стадию девушек, познакомились с безответной (или неудачно ответной) первой любовью, и готовились встретить любовь большую и чистую. Поэтому животрепещущая тема героизма Надежды Петровны их порядком волновала.

Во вторую четверть, вняв воззванию Наташки, и посему став несколько благосклонной к Ясиплевой, я выучила ее физику на троечку.