САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Дислексия»: роман о современной школе

Фрагмент романа Светланы Олонцевой, героиня которого уехала из большого города, чтобы стать учительницей в маленькой провинциальной школе

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: ГодЛитературы.РФ

Polyandria NoAge и «Есть смысл» в рамках совместного издательского проекта продолжают радовать современной российской прозой с миллениальским уклоном — летом выходил «Залив Терпения» Марии Нырковой, и вот уже подоспела «Дислексия» Светланы Олонцевой. Светлана родилась в 1982 году, училась в Литинституте и Школе кино, работала сценаристом на ТВ и редактором на РБК, а еще два года была учителем русского языка и литературы в сельской школе. Из этого опыта и вырастает ее дебютный роман: главная героиня Саня также переезжает в провинциальный город, где принимается учить литературе пятиклашек и семиклашек — причем сама не знает, зачем. Саня не всегда справляется с ребятней, и когда возвращается домой, у нее порой ни на что нет сил — только лежать. А еще «Саня идет в школу, а попадает в прошлое. В неистребимый СССР. Запах щей, тюремный коридор, черные окна, портрет вождя, доска почета. В месте, где создаются уроки, уроков не извлекают».

«Мерцающее Светино описание заснеженного вневременного пространства, в котором, как в столовской каше, плавают школа, маршрутки, церковные колокола, учительницы, директриса, дети, родители, горшки с цветами, тетрадки, сигаретные бычки, парты и главная героиня Саня, — портрет страны, в которой мы оказались», — такой эта книга видится писательнице Евгении Некрасовой, являющейся одной из кураторок Школы литературных практик, поступив в которую, Олонцева и вернулась к прозе после долгого перерыва. Результаты этого возвращения предлагаем оценить самостоятельно, прочитав коротенький фрагмент из главы "Кладбище и шаман".

Дислексия. Светлана Олонцева — Санкт-Петербург: Polyandria NoAge, 2024 — 256 с.

<…>

На следующий день Катя Б. написала в ватсап: завтра выезжаем в 7 утра.

Утром подруги заезжают за Саней на такси. У подъезда трещит белая машина «жигули». Таксист включает печку, включает музыку, снимает бейсболку в знак того, что он в помещении.

Договорились за пятьсот на четверых, объявляет Катя Б.

Мужчина, вы же нас подождете там примерно час?

Могу и подождать, все равно заняться нечем.

Таксист зевает и заводит двигатель.

Едут долго и муторно. Дорога однообразная, унылый пейзаж за окном. В машине играет радио.

Когда проезжают населенный пункт, останавливаются у магазина продуктов. Катя Б. говорит всем купить по бутылке водки и пакету молока.

Три дня на толчке сидеть будем, гогочет Оксана.

Не пить, дура. Для обряда очищения.

Я и говорю: три дня на толчке.

Га-га-га.

Все, включая таксиста, ржут.

Таксист смотрит на подруг в зеркало.

Первый раз к Васе-шаману?

Снова едут по ничего не значащей местности. Саню укачивает, и она качается с закрытыми глазами, слушает свое дыхание, сидит на обочине своих мыслей.

Потом она засыпает. Потом они приехали.

Останавливаются у высокого забора с вырезанными из дерева фигурами. Здесь есть фигура старца, фигура медведя и фигура орла. Заходят во двор. Во дворе полукругом стоят несколько деревянных домов, бегают дети. Выходит коренастый бурят в военной одежде.

Вы ко мне?

К вам.

Всем вместе будем проводить или индивидуально?

Мы хотим индивидуально.

Тогда готовьте деньги, сколько сердцу не жалко, и что вы там привезли для подношения духам. Решите, кто первый, и заходите через десять минут.

Играют в «Камень, ножницы, бумага», Сане выпадает идти первой.

В круглом помещении стоит небольшой стол, за которым сидит мужчина в куртке цвета хаки.

Саня садится напротив. Он просит деньги. Саня протягивает полторы тысячи рублей, зажатые в кулаке. Кулак он разжимает и говорит, чтобы деньги всегда давала открыто, уверенно.

Научишься по-другому относиться к деньгам, тогда у тебя все наладится.

Он пишет на листке Санино имя и дату рождения. Разводит в пиале водку и молоко, сыплет туда травы, бормочет страшным грудным голосом.

Берет Санины руки, долго держит их.

Что чувствуешь?

Тепло.

Правильно.

Какое-то время они молчат, он то рассматривает Саню, то закрывает глаза.

Что хочешь знать?

Не знаю.

По здоровью проблемы по материнской линии.

Мне цыганка сказала…

Приходит к тебе?

Кто?

Ясное дело кто. Защиты на тебе нет. Будешь защиту ставить? Пять тысяч.

Что вы, мне не надо.

Как хочешь, кивает бурят. Кто из умерших самый близкий?

В смысле?

Никто не умирал у тебя?

Ну… тетя Аля, мамина сестра, у нее не было своих детей, она замерзла в снегу.

Бухала, что ли?

Да.

Бурят сужает глаза, ему становится интереснее.

Есть у тебя такое, что как будто в пустой комнате кто-то на тебя смотрит?

Не знаю, бывает, наверное.

Трупный запах чувствуешь?

Как это?

Приходит во сне?

Кто?

Бурят кидает в пиалу еще горсть травы.

Сама знаешь кто. Невозможно с тобой.

Я не специально.

Иди, ты не готова.

Саня идет.

У двери уже стоит Катя Б., вся собранная, настроенная на важный разговор.

Саня садится на скамейку, из будки выныривает собака, подбегает и неожиданно кладет черный нос Сане на колени. Сане хочется плакать. Она дотрагивается до грязной шерсти пса. Наверное, я все-таки люблю собак, пишет Саня Горошку.

На обратном пути все молчат. Каждый хранит в себе тайну. Серая пустота за окном тоже хранит какую-то тайну. Таксист с тревогой посматривает на них в зеркало. Катя Б. вдруг странно улыбается и говорит: нажрусь сегодня.

Саня просыпается ночью от того, что ей страшно. Поднялся ветер, и дверь подъезда хлопает о косяк. Сане кажется, что кто-то смотрел на нее, пока она лежала с закрытыми глазами. Зачем я поехала к этому шаману, думает она.

<…>