САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Третья издательская нога

О Творческом совете АСПИР, на котором обсуждалось множество насущных проблем современной литературы

Творческий совет АСПИР. Фото: Галина Калинкина
Творческий совет АСПИР. Фото: Галина Калинкина

Текст: Галина Калинкина

Творческий совет – событие, которое свело воедино авторов, редакторов, издателей, читателей, критиков, чиновников, журналистов и просто заинтересованных наблюдателей. Это как съезд старейшин, где дают слово и самым молодым членам племени литераторов.

27 ноября 2023 года в Москве в Доме Ростовых Ассоциация союзов писателей и издателей России провела такой съезд в формате круглых столов: условно «журнальных», «редакторских» и «писательских».

Весь день не покидало ощущение давно не испытываемой нужности происходящего, попадания в болевую точку – а ведь болевых точек у нынешних участников современного литературного процесса хватает. Словно очутился в своей стихии – смысловой наполненности и напряжённости ритма. Высказаться давали всем представителям региональных литературных союзов, писателям вне союзов, издателям и редакторам. Выступления и прения шли с одиннадцати утра до восьми вечера, и все это совершенно не походило на скучно-формальное мероприятие из разряда «прозаседавшиеся».

Фото: АСПИР

День разделили на несколько сетов, круглых столов. И первыми говорили о современном литпроцессе главные редакторы толстых журналов: Сергей Чупринин ("Знамя"), Сергей Надеев ("Дружба народов"), Андрей Василевский ("Новый мир"), Кира Грозная ("Аврора"), Владислав Артёмов ("Москва"), Карина Сейдаметова ("Наш современник", зам.главреда).

Следующий сет Творческого совета вёл литературный критик, поэт и переводчик Дмитрий Бак, одна из замечательных способностей которого – блестящее модераторство. Спикерами здесь предстали мощные персоны, писатели Роман Сенчин, Павел Крусанов, Борис Бартфельд, Василий Авченко, Арсен Титов, Наталья Харлампьева.

Фото: Галина Калинкина

Основные мотивы литературных чаяний – это беспокойство об отсутствии преемственности в редакциях «толстяков» (успеют ли вырастить новых «главных редакторов», приходящих на смену китам литературной акватории?), это уход читателей из библиотек, невовлечённость самих библиотекарей в поле деятельности толстых журналов (некоторые библиотекари о таких журналах даже не слышали), это отсутствие центральных коллекторов как вспомогательного органа по распространению книг. А еще споры о нужности/ненужности вхождения автора в профессиональные литературные союзы и разговоры о том, что пока писатель не начнёт зарабатывать своим трудом, не будет писательской профессии; что писатель сейчас живёт больше с сумой, чем с суммой.

Писатель и сценарист Михаил Кураев как приглашённый гость круглого стола высказался также о том, что твёрдая позиция журнала возможна лишь на трёх ногах. Третья нога – это распространение. Ведь сегодня читателя и издателя побеждает торговец.

Писатели из регионов, в свою очередь, защищали слово «провинция», сетовали на то, что до сих пор региональному автору для известности необходимо публиковаться и издаваться в Москве и Питере, на то, что из Москвы проще распространять книги. Но в то же время отметили, что интерес к книге вновь возвращается в регионы.

Фото: Галина Калинкина

Павел Крусанов затронул феномен петербургского текста в русской литературе и задался вопросом: когда провинциальный писатель перестаёт быть провинциальным? Столичная литература наполовину провинциальная. Литературная жизнь прошлого ввела понятие литературного старца, оно распространялось на регионы или оттуда и произрастало. И крупный писатель отвечал за свой регион. Однако границы малой родины в нашем сознании крепко пришиты серебряными перьями к золотому веку.

На тему «Проездиться по России» говорили писатели, редакторы и поэты, в текущем году посетившие различные города глубинки с творческими миссиями. Здесь своими впечатлениями о литературных путешествиях поделились Дмитрий Данилов, Дмитрий Воденников, Ольга Новикова, Сергей Самсонов и Александр Переверзин.

По мнению участников, именно из таких поездок складывается «живая карта» России, осознается существование разных литературных школ, нарабатываются связи с литсоюзами на местах, происходит узнавание читателя и начинающего писателя.

Галина Калинкина. Фото: АСПИР

Поскольку на Москву обрушился очередной снегопад, крышу Дома Ростовых в те же часы слышимо чистил альпинист – словно сказочный трубочист, приносящий счастье. Под этот аккомпанемент и звучали предложения сделать толстые журналы национальным достоянием, а к книге относиться как к продукту первой необходимости.

Несмотря на спектр предъявленных и непредъявленных проблем, оптимистичным выводом на Творческом совете АСПИР всё же прозвучала фраза «нас ничто не убьёт». Что, конечно, не может не радовать.