САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Всей науке-скуке вопреки»: «Парк Юрского периода» отметил 30-летие

Культовая франшиза «Парк Юрского периода» – из тех случаев, когда экранизация настолько более известна, чем книжный первоисточник, что далеко не все вообще помнят о том, что это, собственно, экранизация

Фрагмент постера к х/ф 'Парк Юрского периода', 1993 г. / kinopois.ru
Фрагмент постера к х/ф 'Парк Юрского периода', 1993 г. / kinopois.ru

Текст: Дмитрий Сосновский

Между тем Майкл Крайтон, чей одноимённый роман увидел свет аж в 1981 году, – фигура для западной фантастики важнейшая. Крайтон – плодовитый писатель, сценарист и режиссёр, которому мы обязаны, например, «Миром Дикого Запада»: в 1973-м он снял фантастическую ленту о парке роботов по собственному сценарию, а в 2016-м медиамагнат HBO взял его оригинальную идею за основу масштабного сериала, авансом прозванного заменой «Игре престолов». Правда, за многие десятилетия оригинальность замысла автора заметно поистрепалась, так что никакой замены, увы, не вышло. Но ценности вклада Майкла в масскульт это не убавляет.

Майкл Крайтон. Фото: kinopoisk.ru

К сюжетам о тематических парках Крайтон, как видим, вообще дышал неровно, и истории ему эти действительно удавались. Настолько, что за воплощение его триллера о воскрешённых динозаврах взялся в 1993 году сам Стивен Спилберг.

Ленте, наверное, было суждено стать культовой: увлекательный текст (к тому же Крайтон лично адаптировал сценарий, подвергнув его существенной переработке), маститый и известный фанатичной любовью к деталям режиссёр, солидный бюджет в 63 миллиона долларов, крепкий актёрский состав… И, конечно, динозавры – объект неизбывного интереса многих представителей всех поколений.

Разумеется, в глазах современного зрителя, избалованного всевозможными визуальными излишествами, фильм тридцатилетней давности выглядит уже совсем не так эффектно, как в год своей премьеры, но и сейчас даст фору многим нынешним блокбастерам в зрелищности. Всё дело – в основательности и кинематографической изобретательности, с какой создатели подходили к своему суперамбициозному проекту.

«Парк Юрского периода» – это не только инновационные по тем временам компьютерные эффекты, помогавшие жить огромным аниматронным фигурам (да, были времена – «тёплые, ламповые»…), но и невероятная творческая работа саунд-дизайнеров, прибегавших к массе хитростей, чтобы наделить допотопных ящеров приличествующими им голосами. В ход шли самые неожиданные звуки – от шипения змеи до вздохов спаривающихся черепах. Кстати, два из трёх своих «Оскаров» «Парк Юрского периода» получил именно за звук и монтаж звука. Третий – само собой, за лучшие визуальные эффекты: держать жанровое кино в «серьёзных» номинациях у Американской киноакадемии в то время принято не было.

Постер к х/ф "Парк Юрского периода" 1993 г. Фото: kinopoisk.ru

Конечно, Спилберг снимал в первую очередь фантастический аттракцион, но он не был бы Спилбергом, если бы не придавал значения научной стороне вопроса, так что консультировал съёмочную группу авторитетный палеонтолог Джек Хорнер, заодно передавший главному герою – Алану Гранту (Сэм Нилл его играет) – некоторые личные черты. Поэтому неудивительно, что, признавая наличие множества «художественных допущений» в фильме, специалисты-палеонтологи часто склонны проявлять снисходительность и не слишком ругать.

Крайтон умер в 2008-м, так что успел застать два неизбежных сиквела – «Парк Юрского периода: Затерянный мир» (1997) и «Парк Юрского периода III» (2001), хотя поначалу, говорят, отбивался от такой сомнительной перспективы.

И не зря отбивался: уже вторая часть – даром что снятая тем же Спилбергом – была принята с куда меньшим восторгом, а уж о триквеле в исполнении более скромного постановщика Джо Джонстона и говорить не приходится – он даже удостоился номинации на «Золотую малину».

В 2015-м, на всё никак не стихающей волне перезапусков, случился старт новой трилогии – «Мира Юрского периода», и её затравщикам, пожалуй, повезло, что Майкл Крайтон им уже ничего не скажет. Вышедшую в том году последнюю (хотелось бы надеяться – буквально) часть этого искусственно оживлённого кадавра, вскормленного продюсерской алчностью и медийной соей, не спасло даже возвращение любимых героев из первых фильмов – три номинации «Золотой малины» и убийственно низкие рейтинги.

Вместо того, чтобы тратить два с половиной часа на этот суррогат, лучше пересмотреть старый добрый хит 1993-го. Ну или хотя бы помянуть его добрым словом в честь юбилея.