САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Множественные умы Жанны д’Арк

Вспоминаем одну из самых известных женщин мировой истории и культуры

Кадр из х/ф 'Жанна д'Арк' 1999 г. / kinopoisk.ru
Кадр из х/ф 'Жанна д'Арк' 1999 г. / kinopoisk.ru

Текст: Роксана Найденова

В средневековой истории трудно найти личность столь же известную и одновременно столь же загадочную, как Жанна д’Арк (1412-1431). Прожив крайне короткую жизнь – всего 19 лет – она оставила после себя множество вопросов. Кем была спасительница Франции на самом деле? Она – сумасшедшая или святая? Или, может быть, Орлеанская дева – всего лишь пешка, которую выставили на политическую арену в самый нужный момент, а потом убрали? На эти вопросы мы, пожалуй, никогда не узнаем точного ответа. Но это не значит, что мы перестанем искать.

Историческая справка

Начать стоит с того, что Жанна – никакая не Жанна на самом деле, а Жанет, и родом не из Франции, а из Лотарингии, что в те годы было не одно и то же. Полным ходом шла Столетняя война между Англией и Францией, и англичане все более теснили французов. Французский дофин бежал из Парижа на приграничные территории, планирую вскоре покинуть страну. Спорные земли, среди которых и Лотарингия, выбирали то одну, то другую сторону или сохраняли нейтралитет. Окончательная победа англичан была уже не за горами, французские солдаты были почти полностью подавлены и деморализованы, превратившись из армии в разбойничьи шайки.

Но тут появляется она – неизвестная крестьянка из Лотарингии. Она безграмотна и невоспитанна, у нее нет никаких связей при дворе и она никогда не обучалась военному делу. Но, как по волшебству, перед ней распахиваются все двери. Аристократы и простые вояки говорят, что она обладает чудесным умением убеждать. Сама девушка утверждает, что ей нашептывают правильные слова голоса в ее голове. В то время люди были намного более доверчивы и суеверны, чем сегодня, но и тогда «голоса» вызывали мысли о сумасшествии. Однако буквально за какие-то недели Жанна попадает из деревни в замок дофина.

Там она производит еще больший фурор, найдя принца среди толпы придворных. И вот ей уже выделили войска. Жанет д’Арк, пастушка из глубинки, становится военачальником и главнокомандующим Франции в шестнадцать лет – в этом можно усмотреть и доказательство ее гениальности, и доказательство глубочайшего отчаяния, в котором пребывал французский двор. Пожалуй, никогда Франция еще не была так близка к гибели, как в те годы.

Крест на месте казни Жанны д’Арк в Руане. Фото: ru.wikipedia.org

Теперь Жанет уже Жанна – на французский манер. Она – Дева из Лотарингии, явившаяся спасти страну от завоевателей. Военная карьера Жанны не продлилась и трех лет, но буквально за считанные месяцы юная военачальница сделала столько, сколько не удавалось ее предшественникам за десятилетия. Главный ее подвиг – освобождение Орлеана в 1429 г., за что ее прозвали Орлеанской девой. После удачи в Орлеане Жанна быстро развивает успех, готовит наступление на Париж, но… внезапно теряет поддержку дофина – теперь уже короля – и по глупой неосторожности попадает в плен.

Теперь она уже ведьма, которой уготован костер. Французскому королю она больше не нужна, более того, он боится Орлеанскую деву: а вдруг, взяв Париж, она объявит о создании новой династии? Далее идет запланированный судебный процесс и казнь…

Но, как обычно и бывает, история Жанны здесь только начинается.

Жанна – спасительница Франции

Сразу после сожжения Жанны вокруг нее начал ткаться новый миф – один из важнейших в современной истории. У истоков его стояли близкие друзья и соратники героини: Жан де Мец, Жиль де Ре, Этьен де Виньоль и др. Люди это были, конечно, не творческие, но они помогли закрепить воспоминания о Жанне как о спасительнице Франции.

Так, например, Жиль де Ре – один из богатейших дворян своей эпохи – организовывал за свой счет исторические представления-мистерии, посвященные Жанне. Подобные спектакли знакомили с историей Жанны простых людей, далеких от военного дела. Представления эти отличались пышностью, но не качеством: бесконечные громоздкие стихотворные вирши писали за деньги нанятые поэты.

За друзьями Жанны последовал и сам королевский двор, возобновив судебный процесс. Пересмотрев дело, в 1456 г. обвинение в колдовстве с Жанны сняли посмертно. Во многом это было чисто политическое решение, а иначе выходило, что французского короля посадила на трон ведьма.

Со снятием обвинения образ Жанны-спасительницы одержал окончательную победу над Жанной-ведьмой.

Жанна – друг Франции и враг Англии

Парадоксально, но самые яркие произведения, написанные о средневековой героине, относятся уже к современной эпохе – XIX и XX векам. Кстати, и канонизировали Жанну тоже совсем «недавно» – в 1920 г. Около половины тысячелетия потребовалось, чтобы решиться на этот, казалось бы, очевидный шаг – что еще раз подчеркивает: Орлеанская дева – фигура до сих пор очень спорная и для кого-то даже травмирующая.

А до XIX века Жанну либо превозносили, либо поносили. И тут нетрудно догадаться, кто хвалил, а кто ругал. Кристина Пизанская, известная французская писательница, разумеется, хвалила, сравнивая с библейскими героинями. Шекспир, понятное дело, ругал, подтверждая все обвинения.

В результате долгие века Жанна – лишь яркий персонаж в литературно-политических дебатах писателей и историков.

Жанна – инструмент и пешка

Но, пожалуй, полного обезличивания и потери индивидуальности образ Жанны достигает в эпоху Просвещения, когда средневековую героиню начинают высмеивать свои же неблагодарные потомки.

Вольтер пишет поэму «Орлеанская девственница» – и это произведение можно считать «дном» в литературной истории Жанны. По общему духу и настрою сразу становится понятно, что Орлеанская дева здесь окажется совсем не девой. Здесь Вольтер, сводя счеты с идейными противниками, использует в качестве оружия средневековую героиню и народную святую. Вольтер высмеивает старые устои дворянства и католическую церковь, обрушиваясь на ее идеалы в лице Жанны. Сама Жанна – как личность, персонаж – имеет здесь мало значения.

Юмор и остроумие великого французского и общеевропейского мыслителя в данном случае не выходит из-под юбки главной героини. Это очень раблезианская, скабрезная сатира, которая пользовалась большой популярностью в свое время.

Судить о творчестве гиганта европейской литературы в рамках одной статьи, конечно, бессмысленно. Однако большинство и простых читателей, и специалистов согласится, что «Орлеанская девственница» – не лучшее из созданного Вольтером.

Жанна – злодейка

Новая интересная жизнь у литературной Жанны начинается, когда Франции снова потребовалась помощь и вдохновение. Рубеж XIX и XX веков – конец прекрасной эпохи. Весь мир наполнен предчувствием чего-то недоброго. На первый план выходят декаденты – певцы упадка и сомнений. Один из их главных представителей – Гюисманс – пишет роман «Там, внизу», которым открывает новую страницу в истории французской героини.

Жанна д'Арк. Миниатюра второй половины XIX–XX в. Фото: ru.wikipedia.org

За столько веков, кажется, о ней все сказано. Но Гюисманс подходит к задаче новаторски. Теперь во главе угла не сама Жанна, а современники автора, которые интересуются историей национальной героини. Группка суеверных интеллектуалов проводит собственное расследование и приходит в ужас от результатов. Оказывается, Орлеанскую деву на всем ее пути сопровождали странные, жуткие люди. Гюисманс переводит ракурс с Жанны на ее соратников: Жиль де Ре, прозванный Синей бородой, был осужден и казнен за совершенные убийства детей; Этьен де Виньоль за свой буйный нрав тоже получил прозвище Ла Гир, то есть «Гневливый» – и это лишь самые одиозные. И это подходящая компания для святой?

Тень от окружения Жанны ложится и на нее саму. Раз она нашла общий язык с убийцами и злодеями, значит, она сама – из их числа. В своих рассуждениях герои Гюисманса уподобляются Смердякову из романа «Братья Карамазовы» Достоевского, говоря, что лучше бы Жанна проиграла и Франция была окончательно завоевана англичанами.

Жанна – американка и супер-женщина

Кардинально иную трактовку предлагает Марк Твен. США все более набирают силу и выходят на мировую арену – и взгляд американского писателя тоже крайне позитивен. В его «Личных воспоминаниях о Жанне д’Арк» французская героиня – это соединение образа доброй американки и Чудо-женины. Она – человек без изъянов. Даже в детские годы она серьезна и добродетельна, в ней нет ни капли озорства или эгоизма.

Марк Твен ставит перед собой гигантскую задачу – создать положительного персонажа, коих писать, как мы знаем, намного сложнее, чем злодеев. Удалось ли ему? И да, и нет. Образ вышел цельный, понятный, но слишком статичный и даже скучный.

И, если Гюисманс рисует ее окружение маньяками и убийцами, сгущая краски, то Марк Твен, наоборот, выставляет их сентиментальными влюбленными пажами и рыцарями.

Жанна – англичанка и гений

Английский драматург Бернард Шоу идет по другому пути: он не оправдывает и не обвиняет Жанну – вместо этого он забирает ее к себе в Англию, объявляя ее первой протестантской святой. Неожиданный поворот, согласитесь. Свои претензии Шоу объясняет тем, что Франция предала Жанну и больше не имеет на нее никаких прав. А раз Франция от нее отреклась, то почему бы Англии не пригласить Жанну к себе. К тому же Орлеанская дева даже не француженка, она из Лотарингии, помните?

Анна-Лиза Ридинг в роли Жанны в пьесе Б. Шоу «Святая Иоанна». Хельсингборг, 1926 г. Фото: ru.wikipedia.org

Шоу объясняет феномен Жанны ее гениальностью, сравнивая ее жизнь и смерть с печальной судьбой Сократа. Оба они были казнены тем народом, о котором заботились. Жанна у Шоу – это просто талантливый человек в кругу завистников. У нее есть свои недостатки: она груба и до глупости наивна.

Ее отношения с соратниками строятся по принципу «Моцарт и Сальери». Сторонники Жанны больше не маньяки-убийцы и не благородные рыцари, а обычные завистники. И этот вариант, пожалуй, один из самых правдоподобных. Ведь действительно тот факт, что безграмотная пастушка воевала лучше обученных генералов, не делало последним чести.

Жанна – человек новой эпохи

Но самой интересной книгой о Жанне на сегодняшний день следует назвать повесть Мишеля Турнье«Жиль и Жанна», написанную, как основу, для так и несостоявшегося фильма.

Турнье – современный писатель – берет за основу два уже широко растиражированных образа спасительницы Франции и Синей бороды. Вообще тот факт, что эти два человека были близко знакомы, сам по себе воспринимается как шутка Провидения. Они, являясь абсолютно историческими личностями, уже сами по себе смотрятся как литературные герои.

В малом по объему произведении Мишель Турнье успевает затронуть множество вопросов. Один из них – феномен фанатизма. Люди с голосами в голове могут послужить как великому добру, так и великому злу – все зависит от человека. Жанна – оптимист, она сражается и побеждает во имя своих идеалов. В то тяжелое время только безумцы и могли взяться за уже почти проигранное дело. Короткая жизнь Жанны была наполнена удачами и победами. Даже в тюрьме она до последнего дня надеялась на то, что ее спасут.

Другое дело Жиль де Ре: он – меланхолик и пессимист, он тоже слышит голоса, но не ангелов, а злых духов. И если Жанна – фанат Франции и дофина, то Жиль – фанат Жанны. И вот он переживает один удар за другим. После гибели Жанны он окончательно сходит с ума и начинает убивать – его идея полностью повторить путь Орлеанской девы. И, судимый, он также заканчивает свои дни на костре.

Здесь Турнье разоблачает упадок феодальной и рыцарской системы. Согласно рыцарскому кодексу, Жиль обязан последовать за Жанной, куда бы она не отправилась. И раз Жанна оказалась ведьмой, то и он должен стать злодеем: так данное слово оправдывает в глазах Жиля его преступления.

Однако не все так мрачно. История Жанны дает повод автору поговорить об… эпохе Возрождения. Турнье выводит Жанну как первого человека Возрождения, уверенного в своих силах и верящего в доброе начало в людях. Неслучайно она мерещится одному из героев в статуе итальянского мастера Донателло. Да, Жанна умерла, но дух ее живет.

Кадр из х/ф "Жанна д'Арк" 1999 г. Фото: kinopoisk.ru

Жанна д’Арк и сегодня привлекает внимание историков и литераторов. Можно сказать, она – лакмусовая бумажка, которая проверяет автора на его воззрения во многих сферах: от политики до искусства.

Самое яркое тому подтверждение – премия «Золотая малина» за фильм Люка Бессона «Жанна д’Арк». Откуда такая агрессия критиков? Возможно, дело в плохой игре Миллы Йовович, а, возможно, в том, что режиссер на рубеже тысячелетий представил картину о другой Европе – про-французской, а не англо-саксонской. А на роль главной героини поставил актрису с русскими корнями – серьезный поступок или проступок.

Одним словом, Жанне д’Арк еще есть за что и с кем сражаться.