САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

За Александра Сергеевича обычно дерутся на большой перемене

О Пушкине и детях - письмо-эссе от учителя из Калужской области

Поэт в 15 лет. Рисунок Нади Рушевой. Бумага, тушь, перо. 1968 год. Хранится в Государственном музее А.С. Пушкина / pushkinmuseum.ru
Поэт в 15 лет. Рисунок Нади Рушевой. Бумага, тушь, перо. 1968 год. Хранится в Государственном музее А.С. Пушкина / pushkinmuseum.ru

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

Жив ли Пушкин? Любим ли мы его живой любовью или только гордимся им, прикрываясь от сложных вопросов бытия его портретами? С нами он или давно уже отлетел, как отлетает ангел от тех, кто дышит злобой?

Задаваться такими вопросами в дни юбилея поэта кажется крамольным. Но происходящее в мире взрослых заставляет усомниться в искренности нашей любви к Пушкину.

Слава Богу, есть дети. А дети еще не умеют врать самим себе.

О Пушкине и детях - письмо-эссе от учителя Валентины Исаевой из Калужской области.

"...Новое поколение практично - всему ищет применение. Пушкин как на грех не утилитарен, но это не повод сбрасывать его с корабля современности. "Круто выглядит его автограф и портрет на майке, а еще бы перепостить мем в соцсети", - делятся подростки.

...Мне, земскому учителю, перебравшемуся в село из города, в О-ской школе все в диковинку (к слову: мелькало в биографии великого поэта сельцо с похожим названием - Опочка, куда по воле случая и рассеянной Натальи Николаевны забредала почта для Пушкина).

...Шестой и восьмой классы не окончательно расстались с детством. С Пушкиным они играют. Фаянсовая статуэтка сидящего за столом Пушкина-лицеиста, ровесника сельской ребятни, у них популярна. В кабинете словесности ей то и дело находят применение.

Вот Пушкина отвернули лицом к шкафу - урок решили сорвать, негоже на то поэту смотреть. Вот усы нарисовали - пора, Александр Сергеевич, и возмужать. Нас-то в военкомат вызывали.

На большой перемене его делят, за него дерутся, его не выпускают из рук.

"Не разбейте!" - восклицаешь в сердцах в страхе за Пушкина.

Чудо - за три года работы в школе хрупкую задумчивую фигурку Пушкина ни разу не уронили!

Чем-то он интересен сельской и деревенской ребятне, живущей в стороне от культурной жизни и лишенной самого насущного и простого, например, сказок.

Сказки Пушкина ребятне этой никто не читал - родители уходят затемно на смену и приходят в ночи. Впервые о Царевне Лебеди и царе Салтане многие узнают на уроках.

Это дети песчаных карьеров.

Ни села, ни деревни полвека нет как нет: двух-трехэтажные дома в горах песка, расхлябанные белые дороги и известковая взвесь в воздухе. До города доехать сложно, редко выбираются. Болеют часто. Читают со скрипом, учить наизусть стихи в тягость. Но спроси имя русского поэта - хором ответят: Пушкин!

Шестиклассник Аминджон, таджик, вылитый маленький Мук из сказки Вильгельма Гауфа, читает по учебнику: "...Морос и солнцэ, дьень чудьесний" - интонации и орфоэпия причудливы, но и это - наш Пушкин.

Аминджона называют "инофон", ему не нравится это слово. И Пушкину бы не понравилось.

Давай удивим всех, Амин, - выступим на Дне школы с русскими стихами. "Да, давай!" - отвечает, сверкая черными черкесскими глазами. Обращаться к взрослым на "вы" никак не привыкнет.

Его сестра девятиклассница Амина пару месяцев назад вернулась с районного конкурса чтецов, сияя: второе место. Кто бы поверил! Поначалу произносила "ы" вместо "и", путала ударения. На конкурсе читала стихи в хиджабе и свободной одежде - вера не позволяет подчеркивать красоту. Получила выговор за внешний вид, жюри снизило оценку, но - второе место! Чудо Пушкина, чудо русской поэзии!

Ее одноклассницам пушкинская Татьяна непонятна и смешна. "Придумщик Пушкин. Понаписал всякое... Любила бы и Онегина, и мужа, вот дела. Те бы и не знали. А могла б и не ходить замуж, вот проблема, жили бы и так. Надоест - разбежались... Правильно она его отшила. Онегин - абьюзер и токсичный парень, такого сразу бы послать. Одна от пацана польза: письма писал про любовь. Местные парни больше смайлика на вотсап не кинут..."

Восьмой класс, на сто процентов мальчишеский, с облегчением сдал сочинение по "Капитанской дочке". На уроках втихую просидели в мобильниках - подумаешь, запретили. Вот и насочиняли. Вроде Пугачев любил Машу, а она пошла на прием к королеве, чтобы спасти любимого от аутодафе. Королева, понятное дело, всех простила. Пугачев - крутой мужик, авторитетный, все разруливал. За ним войско шло. Маша по нему плакала. Вот он и есть любимый герой, в топе. Ай да Пушкин, ай да сукин сын! С таким бы порешать по понятиям.

Таджичка Хикоят окончила школу в позапрошлом году, уже замужем, при имени Пушкина широко улыбается. Помнит, сдала на "четыре" русский на ОГЭ. День и ночь готовилась, помогли учителя и Всевышний - Ин-шала. Да и Пушкин помог - для сочинения пригодился. Но отчего Мария Кирилловна не вышла за Дубровского? Сильный, смелый. И - такая любовь.

С помощью Пушкина Хикоят кое-что угадала из русской жизни - законы чести, добра и верности одни у всех, и у мусульман, и у христиан. В русскоязычной школе отучилась немного: три класса в началке и год в одиннадцатом. Помнится, на литературе спрашивала: а что, Пушкин - современный русский поэт? Пишет понятно и просто... Жаль, застрелили. Вот бы с кем поговорить.

Кто сказал, что Пушкин никому не нужен? Что его нельзя любить, глубоко не зная, но той безусловной любовью, которой любят дети?

Человечество в пору высоких технологий сердечно глуше и невежественней, чем в XIX веке, но не утратило способности любить и выражать чувства.

Так пускай "солнце поэзии" с широкой африканской улыбкой в русской глубинке будет сиять повсюду! На пенале, на майке, на значке, в мобильнике на заставке.

Пусть остается в жизни райским островком - детским Буяном, прекрасным вымыслом, над которым мы еще можем облиться слезами.

И да будут местом свиданий его памятники в парках и на площадях, столь любимые прохожими и голубями!

Пушкин - живой, настоящий, сегодняшний. Нечаянный, как поцелуй в щеку в 16 лет.

И да придет в голову нынешним школярам в трудный момент загуглить и прочесть именно Пушкина - и спросить его о насущном, когда науки, технологии и цифра бессильны дать главные ответы..."

Валентина Исаева (Калужская область)