Текст: Елена Нещерет
– Историю изменений города и развития городского пространства можно рассказывать через тротуары-брусчатку-фонари, а можно — через изменения в культурной атмосфере, духовной жизни, и второе интереснее. Отдельно замечательно, что одна из первых историй в книге – про колонны «Сибура», и это не обязательный реверанс спонсору, а именно цельное повествование о заводе как части города. Мы растём вместе с городом уже пятьдесят лет, и то, что о нас рассказали как о значимой части городского пространства, очень радостно», – говорит Елена Бельская, представительница «Сибура».
– Мастерская исторического комикса – это продолжительный проект, который шёл целый год. Сначала ты изучаешь архивы, живёшь в этом городе, знакомишься с людьми, вливаешься в контекст, пишешь учебный план... И вот студенты, прошедшие отбор, работают с кураторами, осваивают новые грани мастерства, и так потихоньку, сессиями, у тебя в течение года получается книга. Главное – никуда не спешить, проникнуться городом, понять, как он устроен. И, конечно, особо трогает, что связующей нитью, сквозной историей, через которую представлены все остальные, стал маленький авторский проект, изначально самиздатовская книжечка Гузель Тушаковой, «Привет Тобольск» – свидетельство большой личной любви к городу и своему делу», – отмечает куратор Главной сцены фестиваля «Красная площадь», продюсер АНО «Культпромо» Полина Васильева.
– Мы продвигаем комиксы как вид творчества, как прекрасный выразительный инструмент уже полтора десятка лет, и осознание, что надо говорить о том, что нам важно, говорить о России, особенно о регионах, нас всё это время здорово держало. Мастерская исторического комикса в Тобольске – не первый наш проект о разных уголках России, но раньше в основном получалось так: приезжает человек из Москвы или Питера и со своей колокольни начинает вещать, что такое Россия. А это не совсем правильный путь. С другой стороны, ребята в регионах могли бы что-то рассказать, но их, во-первых, останавливало какое-то чувство собственной незначительности, дескать, «у нас-то здесь скучно и ничего не происходит, в нашем маленьком городке», а во-вторых, всё-таки сказывался недостаток профессионализма. Добиться, чтобы комиксист из маленького города был на одном уровне, стоял на одной полке с мастерами международных масштабов, очень сложно. Это опасный вызов, – говорит Александр Кунин, редактор, продюсер комиксов, руководитель Центра рисованных историй РГБМ.
– Меня привезли в Тобольск зимой. Снег летел откуда-то из Китая параллельно земле, и я подумал: Вечная Сибирь. Что тут рисовать? Всё белое. Холодновато. Но прекрасные люди! Студентки были от шестнадцати до двадцати лет, и комикс им был глубоко неизвестен. Я-то комиксом занимаюсь лет сорок, в том числе преподаю создание комикса, а здесь оказалось, что вот Миша [Визель] придумает сценарий, но нарисовать его никто не сможет: никто никогда не рисовал именно историю, все умеют только разные личики и человечков. Нарисовать человечков — не значит нарисовать историю. Комикс надо начинать с конца, чтобы был хороший финал. Нет финала — нет комикса, – делится Алексей «Капыч» Капнинский, художник, преподаватель, один из наставников в Мастерской исторического комикса.
– Мы начинаем пробовать так и эдак — они начинают выдавать штампы, – продолжает он. – А нам штампы не нужны. И я тогда им говорю: девочки, у вас же есть секретные странички в скетчбуках? У каждой девочки есть секретная страничка с тем, что они хотят видеть, что они переживают, что они даже маме не показывают. Может, с этого и надо начинать? И у нас установились доверительные отношения, и, наверное, получилась больше психотерапия, чем рисование. Нет, со взрослыми художниками так не сработает, но нам со школьницами надо было с чего-то начинать. Мы рисовали клякс с эмоциями. А сценарий-то про серьёзные исторические события! Там тюрьма, Ермак с Кучумом, ссылка царской семьи... безжалостные к художнику темы. Я задумался, как сделать так, чтобы они включились и начали делать сами. Например, у Маши выходило очень правильно, слишком правильно. И я попросил её рисовать пальчиками. Она ходила вся грязная, примеривалась так и эдак, потом гляжу, что выходит — а там прям Шагал! Я потом бельгийцам это показал, они сказали, что издать прямо сейчас не получится, но очень круто.
– Мы держим в руках авторскую книгу историй про Тобольск. И позволю себе с Капычем не согласиться: никакая это не это не арт-терапия. Безусловно, это профессиональная взрослая коммерческая работа, – возразил Михаил Визель, который в этом проекте выступает как наставник Мастерской и автор сценариев к комиксам некоторых участников. – У меня в Мастерской было две задачи: привезти юным художницам два чемодана книг из Болоньи и Лукки, где проходят крупнейшие ежегодные фестивали комиксов и иллюстрированных книг, и показать на примере этих самых книг, как можно строить сюжет, арку персонажа, как вообще можно работать. И из того, что получилось, мне больше всего нравятся истории про двух святых художественных покровителей Тобольска: композитора Алябьева и поэта Ершова.
Екатерина Шумилова предложила историю про Алябьева — тёмную, странную, сильно подпортившую ему репутацию, а я ей сказал: знаете, был такой знаменитый рассказ "Ворота Расёмон", по нему еще классический фильм сняли, там разные варианты одной истории и сюжет зависит от оптики. И она сделала в четырех стилистиках четырех разных театров, от кукольного до психологического.
А Алина Баймагамбетова нарисовала буквально мангу про то, как Ершов показывает Пушкину Конька-Горбунка. Меня особенно поразил кадр, где Ершов протягивает рукопись, а Наталья Николаевна-сан в японских одеждах подаёт им чай.
– Это первый курс графических дизайнеров, не художников. Так что это был чистый лист, готовый к знаниям, они всё впитывали, очень многому научились, а вместе с ними учились и мастера. Так что очень правильно, что работы наставников оказались в одном ряду с работами учеников. Вообще я очень завидую ребятам: вот твоя книга, готовый большой мощный проект, а ты всего лишь на втором курсе. Немногим удаётся так хорошо стартовать, – считает Регина Нагуманова, художница, наставница Мастерской.
Кстати, благодаря связям АНО «Культпромо» все юные участники этого проекта получат теперь вместе с дипломами своей тобольской alma mater дипломы ВШЭ, что тоже – хороший старт в профессии. А основной тираж книги «Тобольск. Чувство жизни» выйдет в конце лета в московском издательстве «Альпака».