Текст и фото: Любовь Сулейманова
Слёт
Правила жизни Андрея Дементьева просты в описании, но сложны в исполнении: никогда ни о чем не жалеть, не забывать учителей… Слёт “Зеленый листок” — это, как правило, ударная литературная учёба. Никто не будет ни “гладить по головке”, ни втаптывать самооценку в грязь, но скажут все как есть и не просто оставят с этим знанием, подскажут, как взять следующую высоту. Молодые поэты пытались попасть ко всем сразу: и к Марине Кудимовой с Василием Рысенковым, и к Юрию Полякову с Павлом Басинским, однако все события шли одновременно. Для полного погружения стоило слушать один семинар от начала и до конца, даже если участник не успевал стать героем разбора. Приведем несколько цитат с семинара Марины Владимировны, растиражированных участниками по социальным сетям:
- спасибо. Комментарии и предисловие исчерпывающи, зачем между ними нужно было стихотворение?
- тут такое дело, хочется, чтобы человек погрузился в атмосферу, что я хотел этим произведением донести...
- может, лучше написать очерк?
-ну, Высоцкий же сидел и общался с людьми о своих стихах...
- он не объяснял свои стихи.
- объяснял.
- я была на 20 концертах Высоцкого, спасибо.
***
- Когда группа людей называют стихами то, что стихами не является... это какой-то интереснейший феномен, который я не могу объяснить…
***
- остановиться — это большое искусство
***
- гербарный стыд? Что это? Что это такое? Испанский стыд знаю!
- можно я скажу? Гербарный стыд — это когда тебе 30, а ты хотел податься на Зеленый листок (там до 29)
- зачет!
***
- все дело в том, что ни Ахматова, ни Ахмадулина не позволили бы себе срифмовать любви и взгляни.
***
Пока существует фестивальная и иная процентовка, у нас не получается говорить о главном: о поэзии.
***
…Марина Владимировна, позвольте, но как же Дементьев-фест? А это действительно другое. Фестиваль в данном случае служит не просто коммуникационной, “тусовочной” площадкой, но местом силы, если угодно, литературного паломничества. Институт литературной преемственности сейчас теряет в количественном, но не в качественном аспекте. <…> Все чаще в инфополе слышны имена воспитанников Дома поэзии: это и Светлана Блохина с ее коронным “Мальчиков рожать страшно”, побеждающая соперников на яростных слэмах Москвы, и харизматичный ведущий (но, в первую очередь, все же поэт) Александр Габов, запись на чьи мероприятия идет на месяц вперед, и популярный поэт-шоумен Дмитрий Кравченко, и Стефания Данилова, которая уже была известна, однако неоднократно признавалась публично, что именно дементьевская история позволила ей перестать бояться себя и своих возможностей.
Пpeмия
Эстафету IV Премии имени А. Дементьева в номинации “Молодой поэт” Стефания Данилова, лауреат прошлого сезона, передала участнику СВО, офицеру Сергею Лобанову, за книгу “Голос фронта”, разошедшуюся на передовой тиражом 13 000 экземпляров. Несмотря на военную выправку и развитой навык ораторского искусства, новоиспеченный лауреат был крайне взволнован, получая награду. “И кто-то подарит ромашки любимой… Надеюсь, что я” – таковы были финальные строки его стихотворения, выбранного для декламации.
Лауреат Премии-2023 в номинации “За вклад в культуру” Олег Погудин вручил приз новому победителю: Владимиру Рецептеру, на счету которого и Премия Президента Российской Федерации, и Государственная премия – «послужной лист», достойный Андрея Дементьева. Жюри единогласно сошлось во мнении, что Владимир Эммануилович владеет ключами от тайных дверей в мир непостижимого Пушкина. Обладателями специальных призов стали художник Людмила Юга за серию работ о дементьевских местах и дагестанский поэт, переводчик Миясат Муслимова – за искусство переводной литературы и стирание границ между кавказскими и русскоязычными авторами и читателями. Миясат Шейховна продекламировала одно из самых запоминающихся своих стихотворений. Поскольку Дементьевские дни в этот раз имеют заголовок “Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу”, приводим ее стихотворение целиком:
- Здесь нет ночей, лишь сумерки и дни,
- И вой зловещий разрезает небо,
- Но в краткий миг осенней тишины,
- Как будто бы подернут серым крепом,
- Лес клонится к поляне, прячет лица
- Солдат, собравших сцену из ветвей.
- Концерт на фронте — долго ли он длится?
- Но он не меньше хлеба им нужней.
- Все по-особому звучит и покоряет:
- И музыка, и песенный задор,
- Но почему так сердце замирает,
- Когда поэт или артист читает:
- «Роняет лес багряный свой убор…»?
- Рождаются слова ему в ответ
- Из детства общего, по школьной ли привычке:
- «Чей глас умолк на братской перекличке,
- Кто не пришел? Кого меж вами нет?»
- Светлее лица и роднее каждый —
- Из общего далеко шлет привет
- Кудрявый отрок и певец отважный,
- Он был и есть, и будет сотни лет.
- И не было войны. Над головами
- Качались кроны и склонялся бор,
- Бессмертие касалось всех словами:
- «Роняет лес багряный свой убор…»
Дементьев-фест
Завершался тверской праздник искусств на площади Славы, где выступили такие мэтры, как народный артист России Олег Погудин, заслуженные артисты России Марк Тишман и Аскар Абдразаков, «золотой тенор России» Евгений Южин, певец Юлиан, приглашенные солисты Большого театра России – например, Ксения Дежнева, и зажигательные группы “Кватро” и “Республика”, восходящая звезда Кирилл Еропов, а также юное дарование – одиннадцатилетняя Виктория Захарова, поразившая всех необычайно сильным голосом.
Вели концерт уже полюбившийся зрителям всех дементьевских событий Тарас Кузьмин, заслуженный артист России Максим Аверин и телеведущая Яна Чурикова.
Присутствие самого Андрея Дмитриевича было несомненным. “Взгляните назад!” – обратилась к публике Яна, и тысячи человек увидели великолепную радугу, которая традиционно появляется на Дементьевских днях, где бы они ни проходили, по свидетельствам его близких.
Заключительным аккордом стало возложение цветов и поэтические чтения у памятника поэту на набережной Степана Разина, откуда открывается живописнейший вид на Волгу. Участники слета преподнесли сюрприз жене поэта, Анне Давыдовне Пугач-Дементьевой, хором исполнив “Никогда ни о чем не жалейте” с цветами в руках, которые подарили поэту.