САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Спой мне про Зиланткон

Что происходило на литературных площадках международного фестиваля любителей фантастики "Зиланткон", прошедшего в Казани

На открытии фестиваля 'Зиланткон' 2024 года  / vk.com/zilantkon
На открытии фестиваля 'Зиланткон' 2024 года / vk.com/zilantkon

Автор: Любовь Сулейманова

33-й Международный конвент толкинистики, фантастики и ролевых игр “Зиланткон” прошел в Казани во время осенних каникул. ДК им. Ленина принял несколько сотен представителей ролевого движения из России и ближнего зарубежья. Название события берет начало от татарского “елан-джилан” (змея): так, согласно мифологии, выглядел хранитель Казани — крылатый змей, он же дракон.

Значок организатора "Зиланткона". Фото: предоставлено автором

“Зиланткон” живет не Дж.Р.Р.Толкином единым. Разумеется, мир Средиземья был представлен обширно — от уютной гирляндовой локации “Хоббичья нора” до концертов на эльфийском языке квэнья, но двери распахнулись и в десятки других миров. Было и триумфальное шествие римского легиона, и китайские чайные церемонии, и суровые викинги. Звучали песни по мотивам “Дюны” Фрэнка Герберта и сериала “Вавилон-5” в исполнении Дарьи “Литы” Лебедевой. А на ярмарке разнообразные “печати чистоты” из вселенной “Вархаммер”, пушистые уши волшебных кицунэ и огромные бисерные броши-драконы мирно соседствовали друг с другом.

На книжной части ярмарки был представлен как спектр ярко изданных новинок фэнтези-издательства “Полынь”, так и раритетные печатные сборники с прошедших "Зилантконов" — книги стихов и песен представителей ролевого движения, которые не найти в широком доступе.

Конвент славится литературной площадкой “Бумажный слон”. Тематические рамки — отнюдь не рамки, а простор для воображения: сказки, мифология, фантастика, реконструкция, легенды, фандомы — все это здесь более чем приветствуется. Мультифандомность и волшебство — вот кредо события.

Традиционно литературный семинар Зиланткона провела Ника Батхен, в этом году — при участии коллег Марии “Фьеллы” Фроловской и Стефании Даниловой. Триада мастеров дала вдумчивую обратную связь подборкам Айгуль Исмагиловой, Максима Гребенько, Александра “Сэро” Конькова, Алексея “Крыса” Ширяева, Юлии Тютюненко, Светланы “Раугвен” Кузиной. Для кого-то поэзия была баловством, а для кого — служением. Напутствие нашлось для каждого. Лучшие работы будут опубликованы руководителями на странице “Резиденты” сайта всемпоэзии.рф.

Отдельно стоит рассказать о новообразовавшейся группе Ацелас, музыкально-поэтическом дуэте поэта Ники Батхен и арфистки Марии Фроловской. Они исполнили балладу “Дети Эрин” по мотивам ирландской мифологии — о последствиях столкновения волшебства с реальностью, столь же печальных, сколько и прекрасных.

Поэтический турнир по правилам слэма прошел бурно. Обычно на слэмах читают только свое, но, поскольку оказались желающие прочесть наизусть чужие сказочные стихи, ведущая дала добро. Судьями выступили случайные люди из зала, меняющиеся каждый тур: трое в первом туре, пятеро во втором и семеро в третьем для пущей объективности и “народности” итогов. Победителем стал Владимир “Квэтран” Кошевой с харизматичным исполнением стихотворений Резной Свирели и Джека-с-Фонарем.

Победитель слэма. Фото: предоставлено автором

“...запрещенные полёты на волшебном экраноплане в Питер, Выборг, Махачкалу, Сочи, Судак, Пушкинские Горы — включая прошлое этих городов, где волшебство еще не боялось людей”, — говорит в соцсетях Стефания Данилова о презентации своей новой книги “Под небом русского цвета” (АСТ, 2024). Сборник основан на легендах и историях, доверенных автору городами России. Там и сказочная история создания Дворцового моста в Санкт-Петербурге, и легенда о махачкалинском коте-джигите, и поющие ангелы Выборга. Иными словами, эту книгу можно полноправно назвать патриотическим фэнтези без ура-патриотизма.

Стефания Данилова представила книгу "Под небом русского цвета". Фото: предоставлено автором

Круглый стол с шеф-редактором No Sugar Books Михаилом Форрейтером, руководителем клуба “Настоящий писатель” Артемом Кузнецовым и главой издательства “Полынь” Александром Лазаревым был посвящён софт-скиллс, которыми автору нужно владеть, кроме непосредственно писательства. Пришли к следующим выводам:

— В двадцать первом веке автору стоит научиться быть литагентом самому себе и проявляться несколько уверенней, чем боязливо писать в стол.

— Крайне внимательно читать требования опенколлов издательств и не раздражать ридеров пусть даже отличными, но совершенно неподходящими по теме рукописями.

— Помнить о человеческом факторе, не осаждать редакцию письмами в стиле "у вас было целых две недели, почему вы за них не прочли мои какие-то жалкие триста страниц?".

— Не отчаиваться при очередном "творческих вам успехов", памятуя о многочисленных примерах писателей уровня Дж.Роулинг, собравших сначала внушительную коллекцию отказов, а со временем — приглашений к печати.

— И, самое главное: вместо попыток разгадать, откуда берутся те или иные тренды, продолжать писать о том, чем горишь. Когда-то не верили в успех этнического фэнтези, кроме популярного славянского, а уж о китайцах не думали вовсе. Сегодня на международных ярмарках есть и корейское, и древнеегипетское, и татарское фэнтези, а о нашумевшем “Благословении небожителей” не слышал только ленивый.

Артем Кузнецов и Михаил Форрейтер. Фото: предоставлено автором

Ника Батхен и Стефания Данилова провели мастер-класс о продвижении поэта, но с неожиданной, не маркетологической точки зрения. Они затрагивали следующие темы:

— Лить таргет в поэтический паблик и яркие флешмобы — это все внешнее. Упор стоит сделать на внутреннем. Важно, чтобы за поэтом стояла сила, пламя, состояние. Так будет рождаться творчество, необратимо влекущее за собой.

— Для этого нужно не просто верить в свое слово, но и непрестанно напитывать себя из нужных источников, тщательно их фильтруя — это и книги, и люди, и события.

— Текстам, в которые автор не верит, не суждено взлететь.

— “Я никого не читаю, чтобы иметь авторский голос” — проигрышная тактика.

— Поэты часто попадают в ловушку критериев чужого успеха: мамы, более успешной коллеги или суперзвезды с тысячными залами. Камерные выступления не хуже полных залов, главное — не массовость, а эффективность выступления как для аудитории, так и для самого поэта. Выгорание ни к чему!

— “Неписца” не существует. Есть активная и пассивная фазы творчества, вот и всё. И в пассивной автор находится всю жизнь, если уж взялся за перо.

Выступая на закрытии конвента, организатор Дмитрий Скирюк поименно поблагодарил ведущих литературной площадки и объявил победителей семинаров. На секции прозы лауреатом первой степени стал Антон Горин с произведением “Все было совсем не так”; второй — Лариса Ишбулатова с работой “Буфет убегающий”, и третьей — Владигор Журавлев с рассказом “Егерь и Твари”. На секции поэзии лучшими были признаны стихотворения “Антисказка” Александра “Сэро” Конькова и “Музыканты из Бремена” Алексея “Крыса” Ширяева. На конкурсах микропрозы в детской номинации победил Марк Брук, во взрослой — Алексей Сидоров и Светлана Кузина, на микропоэзии же лавры достались Светлане Рекадеевой.

Философ и искусствовед Олег Игоревич Генисаретский в 2006 году кратко сформулировал суть “Зиланткона”: “Вы сложили за два десятка лет психопрактику, которая уплотняет социальную ткань, создает и усиливает связи между людьми”. С годами эффект ролевого сообщества становится только крепче. И поэтам, выбравшим для себя иномирные мотивы, однозначно стоит присмотреться к литературной площадке “Зиланткона”-2025.

Что происходило на литературных площадках международного фестиваля любителей фантастики "Зилаткон". zilantkon.ru