Текст: Людмила Прохорова
На русском языке в издательстве «Бель Летр» вышла итальянская литературная сенсация — дебютный роман Франчески Джанноне «Почтальоша». Раскуплено уже более 580 тысяч экземпляров, а права на издание проданы 37 странам.
Роман основан на истории прабабушки автора, в нем рассказывается о молодой женщине с севера Италии, в 1934 году переехавшей вместе с семьей на юг страны, на родину мужа. Став первой женщиной-почтальоном в Лиццанелло, героиня бросает вызов патриархальным устоям общества. Более 20 лет, сначала пешком, а затем на велосипеде, она доставляет жителям важную корреспонденцию — это и письма солдат с фронта, и открытки от тех, кто навсегда покинул Италию, и послания тайных любовников. Героиня читает письма неграмотным и даже учит их читать и писать. Сама того не замечая, смелая «чужачка» с севера многое изменит в южном городке и серьезно повлияет на положение женщин в нем.
«На стенде издательства в первый же день эту книгу просто смели. Прекрасная, в хорошем смысле, женская проза», — предуведомила собравшихся модератор встречи, журналистка и литературный обозреватель Евгения Смурыгина. Она отметила, что важную роль в сюжете играет то, как главная героиня отважно преодолевает стереотипы о том, что может и не может делать женщина, в том числе и в карьере. Поэтому именно эта книга и стала триггером для разговора «Героиня и стеклянный потолок: о теме профессиональной самореализации женщин в литературе». Говорили, правда, вовсе не о литературных героинях, а о реальных. И просто о жизни. Участие в разговоре приняли главный редактор издательства «Бель Летр» Яна Грецова, директор департамента стратегических проектов и коммуникаций Mercury Елена Окутина, руководитель направления по работе с клиентским опытом ДРТ Марта Ермолаева и ресторатор BB GROUP Светлана Дробот.
Что же вообще такое стеклянный потолок? Это совокупность факторов, которые мешают женщине делать карьеру. Первый раз это выражение появилось в публичном поле в 1978 году, когда на конференции в Нью-Йорке, посвященной HR, одна из карьерных консультантов (это была женщина) назвала так причины, которые мешают женщинам развиваться в работе: это и конфликт между карьерными амбициями и семьей, и предубеждения по отношению к женщине как к сотруднику, и препятствия, связанные с патриархальным миром.
— Случалось ли такое у вас, что вы в работе сталкивались со стереотипами? — задала Евгения вопрос участницам дискуссии.
Елена Окутина поделилась своей историей: «Я поступала в МГИМО, чтобы стать третьей или четвертой женщиной-послом в истории Российской Федерации. История Александры Михайловны Коллонтай меня очень вдохновляла, поэтому я поставила себе такую цель. Но, пойдя после первого курса на стажировку в МИД, а после второго — на стажировку в посольство России в Израиле (потому что я изучала иврит), я сразу «получила по голове». Блистательный тогда советник-посланник, который взял меня под опеку, показал страну и рассказал про регион, примерно в середине моей стажировки, спустя две недели, спросил: "Так а ты чего хочешь-то?" Я ответила, что хочу стать послом. А он: "Серьезно?" И стал мне рассказывать, что, может быть, послом я и стану через много-много лет, приложив к этому массу усилий, но при этом мне придется поставить крест на личной жизни, потому что если ты женщина-посол, то твой муж-посол (если с мужем вы равны по должности) живет в другой стране. Или муж работает водителем в твоем посольстве. Либо он вообще не работает, а находится при тебе. "А такой муж тебе нужен?" В общем, он как-то сразу снял с меня розовые очки и показал, что для того, чтобы стать послом, мне придется отказаться много от чего, не говоря уже о том, что ближневосточный регион — очень маскулинный, и взаимодействие с восточным мужским миром было бы сложным… Да, стереотипы поменяли мой карьерный трек если не на 180, то на 90 градусов».
Марта Ермолаева добавила, что пять лет назад ей посчастливилось начать поддерживать некоммерческую организацию «Женщины в современной индустрии», которая как раз направлена на профессиональное развитие женщин в таких отраслях, которые традиционно считаются неженскими: металлургия, нефтегазовый сектор… «И вот там стереотипы работают немного по-другому. Как мы представляем себе металлурга? Это такой неотесанный мужчина с бородой, киркой в руках. Но сейчас век информационных технологий, которые присутствуют на предприятиях. И такие образы-стереотипы ограничивают самих девушек, когда они выбирают, куда пойти учиться, какую профессию выбрать. И уже с этими стереотипами нужно работать и показывать ролевую модель: что там, где раньше казалось, что девушкам не место, сейчас есть успешные примеры».
— Мне очень повезло, я работаю в сугубо женской отрасли, — сказала Яна Грецова. — Редакторы, корректоры, а теперь уже писатели и, главное, читатели — это преимущественно женщины. Но, тем не менее, издательской группе «Альпина» пришлось создать целый импринт, чтобы показать, что женщины пишут не хуже, чем мужчины, а подчас и интереснее и востребованнее у читательниц… В отрасли, в которой я работаю, нет стереотипов, но существует, например, какая-то женская конкуренция.
Светлана Дробот рассказала: «В общем и целом в своей сфере я чувствую себя прекрасно. Ресторанную сферу нельзя представить без женщин. Женщин много. В каких-то проектах они преобладают, в каких-то — нет. Но с точки зрения владения этим бизнесом пальма первенства принадлежит мужчинам. Как нам, женщинам, живётся в этой сфере и как мы строим бизнес? Хорошо до того момента, пока не начинаются чисто, на взгляд мужчин, мужские штуки. Например, переговоры с арендодателями. Любой собственник помещения более расположен, если он будет общаться с мужчинами. Каким-то проверяющим органам более привычно общаться с мужчинами. И в этом есть определённая сложность. В чём моё счастье? У меня есть мой визави, я работаю в тандеме. С одной стороны, это большая удача, с другой стороны, это невероятная сложность, потому что у нас это семейный бизнес, рестораны мы развиваем вместе с супругом, и нет большего критикёра, чем он. Но, тем не менее, классно, что у меня есть такой партнёр».
«Мне повезло, что я не сталкивалась с работодателями, которых бы пугал теоретический декрет, но когда я готовилась к этой дискуссии, то встречала такие истории, видела, что есть те, кого пугает, что если у женщины нет детей, то она пойдёт в декрет, если есть дети, то они будут всё время болеть и она постоянно будет брать больничный, — рассказала Евгения. — Но так или иначе, большая часть проблем существует у женщины внутри: либо она начинает в какой-то момент изнывать, что не реализуется как мать, хранительница очага, либо, наоборот, не достигает своих карьерных амбиций. И когда ты выбираешь, то кажется, что нет правильного решения. Яна, вот у тебя трое детей, а ты работаешь главным редактором в сфере, где много женщин, но сами главные редакторы в основном мужчины. Как ты так сделала?»
— Вы знаете, издательская группа «Альпина Паблишер» уже 26 лет занимается тем, что пытается приучить наших дорогих соотечественников вести бизнес интеллигентно. Это мой не первый заход в «Альпину». Впервые я работала в ней 17 лет назад, когда у меня уже было двое детей, — ответила Яна. — Когда спустя два месяца работы мне предложили возглавить интернет-магазин, главным козырем, который мне выложил начальник, был «свободный график». Конечно, в некотором смысле это была уловка. Какой уж там свободный график! С утра до ночи я была погружена в работу, но я вынуждена была читать книги, которые издает «Альпина». И вот одна из них открыла мне факт о том, что в Скандинавии мужчины обязаны взять отпуск по уходу за ребенком в течение его первого года жизни, чтобы помогать своей жене. Еще там было сказано, что женщины, у которых есть ребенок, имеют право на два дополнительных выходных дня в месяц, потому что им нужно заниматься семьей. Тогда я пришла к своему начальнику и сказала: «Смотри-ка, дорогой, я вычитала в нашей книге, что так вот живут современные женщины. Это же прекрасно и очень умно». Он сказал: «Ну, ладно, хорошо. Только ты, пожалуйста, не распространяйся, пусть будет между нами». Но спустя годы я могу сказать, что все сотрудники в нашей редакции имеют гибкий график. И я считаю, что это единственно возможный и уважительный подход к творческим людям.
Елена рассказала, что ее сыну 20 лет и ей повезло, что тот тезис, который сегодня уже стал популярным, она вычитала уже давно: важно не количество проведенного времени с ребенком, а качество: «Я полюбила этот тезис сразу, а дальше всем активно его транслировала. Конечно, вокруг меня были люди, включая родственников, которые пытались пошатнуть меня в этой уверенности, но я совершенно свято в это верила и продолжаю верить. И я всегда старалась проводить с ребенком качественный час времени».
А вот Светлана ответила на вопрос с точки зрения работодателя и сказала, что они в компании изменили сам тип собеседования, когда берут кого-то на руководящую должность, и теперь задают вопросы, которые еще пять лет назад не задавали: «Мы спрашиваем о семейном положении и о перспективах развития семьи на ближайшие несколько лет. Не потому, что мы хотим отговорить, а потому что мы хотим планировать. Таким образом мы минимизируем собственные риски, связанные с взращиванием кадров, которые потом можем потерять. Но пополнение в семье может произойти когда угодно, к этому нельзя быть готовым, и ты на эту ситуацию никак не можешь повлиять. Остаётся только поздравить. Но что мы точно знаем: если молодая мама хочет выйти на работу, отговаривать её не надо. Потому что с таким голодом, жаждой и горящими глазами она это делает, что, возможно, из этого выйдет очень классная история».
— Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что вам по умолчанию как будто бы надо меньше, чем вашим коллегам-мужчинам? — задала очередной вопрос Евгения. И привела в пример, что на презентации книги «Почтальонша» в магазине «Республика» одна из слушательниц рассказала, что ее бизнес-партнер считает, что его зарплата должна быть априори выше, потому что он мужчина и кормилец, хотя она мать-одиночка и тоже, по сути, кормилец в семье.
Яна Грецова констатировала: «По статистике, разрыв в зарплате между женщинами и мужчинами всё ещё составляет 30%. Боже мой, это очень много! Конечно, это надо преодолевать, и это форменное безобразие. Потому что женщины и без того зачастую испытывают синдром самозванца. Но отчасти защитить этот разрыв могу тем, что мы живем в стране, которая находится между Западом и Востоком, и мужчинам зачастую приходится нести этот "восточный флер" и где-то платить за женщин».
Елена Окутина ответила, что для нее это пример того, что
«У женщин в 99% случаев срабатывает синдром самозванца. А достойна ли я, смогу ли я… Особенно часто это встречается в сферах, которые считаются не типично женскими. Нам, женщинам, надо учиться как-то активнее отстаивать свою высокую цену».
Напоследок прозвучал вопрос из зала: «Как не сбиться с пути, как не остановиться, когда вокруг многие отговаривают и пугают?».
Светлана Доробот сказала, что ответит «по шаблону», но она всегда пользуется этим аргументом, потому что ей кажется, что он весомый: «А что будет, если вы не попробуете? Вы всю жизнь будете жалеть. Даже если что-то не получится, что-то поменяется, вы, по крайней мере, сделаете это, перелистнете страницу и пойдете дальше».