Текст: Александр Хомутовский
Великий русский…
Очень наивно думать, что молодежь не заинтересована в литературе. Доказательством обратного служат десятки и сотни тематических сообществ, каналов, групп, созданных вокруг книг в целом или отдельных персонажей.
Чего только стоит, например, Александр Андреевич Чацкий. Вот он — настоящий, вечный герой, отражающий суть молодежи любого века! В его пылких речах каждый юный читатель находит отражение своих собственных мыслей, к которым так не хотят прислушиваться (или которые просто страшно высказать вслух). Но, в общем-то, сейчас не о Чацком, хотя о нем мы поговорим далее; эта статья о великом классике, драматурге, музыканте и дипломате, — Александре Сергеевиче Грибоедове.
Мы слегка лукавим, говоря о 230-летнем юбилее. Точный год рождения Александра Сергеевича — загадка. «С чего бы это вдруг?» — спросит меня внимательный читатель, посмотревший на паре сайтов вполне себе определенную дату: 15 января 1795 года. Дело в том, что Грибоедов сам, например, писал, что родился в 1790 году, некоторые исследователи указывают даты 1792, 1793, 1794 и, признанный большинством, 1795 год. Неопределенность, скорее всего, возникла из-за желания казаться взрослее среди сослуживцев; в 1812 году Грибоедов принял решение добровольно идти на войну против наполеоновской армии. На фронт он отправиться не успел — серьезно заболел. Но позже военная карьера положит начало его службе Отечеству, пиком которой станет невероятный успех Александра Сергеевича как дипломата. Тем не менее, успешная карьера и погубила молодого гения — он погибнет при жестокой резне в русском посольстве в Тегеране, поплатившись за слишком выгодный для России Туркманчайский мирный договор.
Автор одной книги. Или нет?
Но мы знаем Грибоедова прежде всего как автора одной из известнейших пьес русской литературы — комедии «Горе от ума». Это последнее произведение автора, хотя и не единственное, как думают многие. Шаг в мир литературы он делает переводом французской пьесы Мариво, получившей у нас название «Молодые супруги». Мастерский перевод удался благодаря прекрасному знанию французского (этим тогда никого не удивишь, но Грибоедов вообще был полиглотом, знавшим 10 языков) и, конечно, литературной одаренности.
Позже он напишет множество комедий: «Дмитрий Дрянской», «Студент», «Своя семья, или Замужняя невеста». Но они ничего не значили бы без «Горя от ума», ставшего олицетворением вечной актуальности, остроты, милой комичности и жестокого реализма.
«А судьи кто?» — самый известный монолог русской литературы
Действительно, трудно вспомнить более известный монолог в каких бы то не было произведениях, чем та бурная реакция Александра Чацкого на «общественное осуждение». Нет, его не тревожит укор со стороны одного Фамусова: когда тот разговаривает с полковником Скалозубом (точно так же консервативно настроенным), Чацкий молча выносит все колкости в свою сторону:
- «Эй, завяжи на память узелок;
- Просил я помолчать, не велика услуга».
- <…>
- «Андрея Ильича покойного сынок:
- Не служит, то есть в том он пользы не находит,
- Но захоти — так был бы деловой,
- Жаль, очень жаль, он малый с головой;
- И славно пишет, переводит.
- Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...»
Но одно выводит молодого интеллигента из себя: когда против него пытаются противопоставить все общество; заявить, что молодых и неохотных до службы людей призирает не только Фамусов, но и буквально все:
«Фамусов
- Не я один, все также осуждают.
Чацкий
- А судьи кто? — За древностию лет
- К свободной жизни их вражда непримирима,
- Сужденья черпают из забытых газет
- Времен Очаковских и покоренья Крыма…»
Этот хрестоматийный отрывок при изучении «Горя от ума» учат не везде, но строки из этого монолога ушли глубоко в народ, причем их используют куда активнее представители молодого поколения в спорах со старшим. И ведь когда читаешь реплики Чацкого, восхищаешься смелостью его слов, мол, ведь я считаю так же! да, в том самом споре нужно было так и сказать, как сказал он! он читает мои мысли!
Но при трезвом анализе предстает неприятная истина. Чацкий — страдающий интеллигент.
Пожалуй, трудно сохранить лицо, когда тебя окружают однобоко мыслящие «судьи», готовые объявить тебя «сумасшедшим» за одни лишь слова. Но он сохраняет. У Александра Андреевича нет ни сподвижников, ни настоящих друзей в фамусовском обществе. Он не лидер, потому что за собой некого вести, он один против всех.
Как мы помним, комедия заканчивается спешным отъездом главного героя. После того, как он узнал, что София, которой он так рьяно добивался, предпочла себе в избранники Молчалина — не имеющего своего мнения труса, — с Москвой и домом Фамусовых его ничего больше не связывало; он, объявив, что сватаньем своим никому не угрожает, садится в карету и уезжает в неизвестном направлении.
«Нашелся мне, интеллигент!»
Невольно хочется добавить: «И больше Александра Чацкого никто не видел». Может, оно так и есть, но только в контексте произведения; таких Чацких, могу поспорить, каждый из нас видел. Но еще больше видел мнимых подражателей.
Нет, не в том плане, что они зачитываются пьесой и знают все слова героев наизусть. Не понятые никем гении блуждают тут и там, общество их отвергает за то, что не поняло, (ах, прямо как главного героя «Горя от ума»!) Однако традиционно «никем не понятые» — люди моложе, чем персонаж комедии. Чацкий хоть и не старец, но он человек уже с каким-то багажом знаний, жизненным опытом, повидавший страны и знающий языки. Его посещение фамусовского общества напоминает больше молодую кровь в уже помертвевшем теле, оставаться в таком — значит также обрекать себя на смерть.
Но смерть ли это для Чацкого? Скорее, это обретение свободы. Его уход — это не бегство от поражения, а протест против застоя, отказ от навязываемых рамок. Оставаясь, он бы просто потерял себя. А ведь его гордость, прямолинейность и непримиримость — это то, что делает его живым, пусть и трагически одиноким.
Поэтому, читая «Горе от ума», я не только вижу критику общества, но и чувствую своего рода предостережение. Быть Чацким — значит идти против течения, но при этом не терять своей сути, быть готовым к одиночеству и непониманию, но не превращать их в самоцель. Это сложный путь, но он дает ощущение себя настоящего.
«И больше Александра Чацкого никто не видел?» Возможно. Но каждый раз, когда кто-то решается идти своим путем, он будто продолжает его дело. И, может быть, Чацкий все-таки среди нас — не как герой комедии, а как идея, символ внутренней свободы.
«Энергичный протест против гнусной расейской действительности»
И все-таки «Горе от ума» — классика непростая. И совсем не сводимая к вынесенному в название этой главки высказыванию Белинского «из школьных сочинений». Могу поспорить, что среди учащихся и студентов куда больше любителей «Мастера и Маргариты» (благодаря необычности сюжета), «Капитанской дочки» (из-за простоты языка и интересности) или «Юшки» Платонова (по причине малого объема самого рассказа). Но хочу заметить: сколько бы произведений с центральной темой противостояния человека обществу ни встретилось современному читателю, прародителем их в русской культуре является именно комедия А.С. Грибоедова. За сложностью языка и пафосом монологов скрывается глубокий смысл: что значит быть честным с собой? Как оставаться верным своим убеждениям в мире, который этого не понимает? И, самое главное, как не потерять себя, борясь с укоренившейся несправедливостью?
Вот почему Грибоедова до сих пор читают. Эти вопросы не относятся к определенному времени или эпохе, они вечны. И это, как я могу судить по своему скромному опыту, отличает обычного писателя от Великого.
***
В заключение хочу посоветовать сделать то, что сегодня мы делаем, к сожалению, не так часто — посетить театр. Конечно, если выпадет возможность, прекрасной идей было бы сходить на спектакль, но я о куда более доступном удовольствии. Сегодня легко можно найти постановку комедии «Горе от ума», особенно примечательна 1977 года. Устройте себе приятный и культурный отдых в окружении роскошных костюмов и декораций, превосходной игры замечательных актеров, легкого юмора и глубокого смысла. Вы не заметите, как быстро пройдет время. Ведь мы все хорошо помним –