САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Психологи назвали причины, по которым «Белые ночи» Достоевского завирусились в зарубежных соцсетях

Одной из причин стал синдром главного героя у молодых поколений

Фильм «Белые ночи». В главных ролях - Олег Стриженов, Людмила Марченко / Стоп-кадр из фильма «Белые ночи» (1959, реж. Иван Пырьев)
Фильм «Белые ночи». В главных ролях - Олег Стриженов, Людмила Марченко / Стоп-кадр из фильма «Белые ночи» (1959, реж. Иван Пырьев)

Текст: ГодЛитературы.РФ

В декабре 2024 года британская газета The Guardian сообщила, что повесть «Белые ночи» Фёдора Достоевского, написанная в 1848 году, внезапно стала популярна у зарубежных пользователей в TikTok и других соцсетях. С тех пор количество видео и постов, посвященных повести, только увеличилось: пользователи публикуют рецензии, делятся любимыми цитатами, обсуждают экранизацию Ивана Пырьева 1959 года с Олегом Стриженовым в главной роли. Повесть заняла четвертое место среди самых продаваемых книг в Великобритании.

Научно-популярный журнал по психологии Psychologies назвал четыре основные причины популярности повести Достоевского «у самых одиноких поколений — миллениалов и зумеров».

Первая причина заключается в краткости повести. «В повести от издания Penguin Books чуть больше 80 страниц. Пара часов — и книга в «прочитанном». Особенно это удобно для книжных блогеров: так и контент будет разнообразнее, и классика в итогах года есть», — говорят эксперты Psychologies.

Вторая причина популярности «Белых ночей» в том, что читатели узнают себя в главном герое. «Еще одна причина популярности повести — одиночество рассказчика. Миллениалы и зумеры выросли в мире социальных сетей. Они легко знакомятся в интернете, находят пару, дружат. При этом в реальности ощущают нехватку более глубоких связей. Равно как и главный герой повести», — отмечают эксперты.

Третью причину психологи видят в синдроме главного героя (СГГ) у молодых поколений: «Переживать одиночество главному герою помогает жизнь в фантазиях. Он настолько поглощен ими, что «справляет годовщину» вымышленных событий. Под СГГ подразумевают желание людей представлять жизнь как события фильма или книги, в которой они главные герои. Такой механизм защиты популярен у молодых поколений».

Четвертая причина заключается в мечтательности главного героя («Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни...»). По мнению психологов, молодому поколению свойственен «дейдриминг» — фантазирование и продумывание разнообразных сюжетов. «В Сети молодые люди рассказывают о своих выдуманных мирах и событиях, которые не происходили. Поэтому концовка так эмоционально цепляет молодых людей: главный герой остается один и предается воспоминаниям о счастливой минуте», — сказано на портале Psychologies.