
Текст: Андрей Мягков
Семь городов за семь дней
14 марта Международная выставка-ярмарка в Минске, проходящая в «БелЭкспо», в самом разгаре. Ася Лавринович только выступила на главной сцене, а к ней уже выстроилась очередь за автографами: настолько безразмерная, что выбраться из нее Асе удается дай бог через час. Выбравшись, Лавринович бежит на своеобразную церемонию закрытия, суммирующую работу «Книжного поезда» в Минске – а затем несется на очередную презентацию в книжном; всего таких встреч с читателями у Аси в столице Беларуси четыре.
Другим участникам «Книжного поезда» немногим легче: утром поезд, прибывший из Петербурга, шумно встречают на минском перроне с музыкой, флагами и телекамерами, после чего писатели рассыпаются кто куда: выступать в библиотеках, школах, университетах, книжных магазинах… Формат выступлений самый разный – не только встречи и мастер-классы, но и театрализованные представления, и даже полноценные концерты. На все про все один день – вечером авторы снова грузятся в поезд, а наутро по новой: в Москве, куда поезд прибыл после Минска, участники провели пленарное заседание в Доме Пашкова, выступили в РГДБ и РГБ, а уже вечером отправились дальше, в Нижний.

Получается этакий марафон однодневных фестивалей – удобный в том числе с точки зрения логистики. «Организовать семь фестивалей подряд – это сложно, это ресурсоемкая история, – признается мне директор «Книжного поезда» Максим Афоненков. – Организовать семь фестивалей в разное время в разных городах – это попроще, но выдергивать авторов на разные фестивали тоже немножко сложно. Проще сесть и проехать за неделю семь городов». Максим надеется, что в скором времени «появится не один «Книжный поезд», а несколько – просто по разным направлениям и в разное время: весенний, осенний».
Кстати, первый «Книжный поезд», добравшийся в 2023 году до Владивостока, и вовсе провел серию из 14 фестивалей – так что железнодорожно-литературному сообщению в России действительно есть где развернуться.
Пассажирский состав
Разворачивается оно и в онлайне: на протяжении всей поездки к «Книжному поезду» дистанционно присоединялись Курская область и другие регионы.
У проекта вообще солидное представительство в Сети – команда телевизионщиков, сопровождавшая писателей, тщательно фиксирует все, до чего может дотянуться камерой и микрофоном. В одном из купе даже организовали полноценную студию, где пассажиры интервьюируются прямо под стук колес. Три камеры, свет, звук – все серьезно. Отснятые беседы попадают в «Центральный эфир Книжного поезда», который – вместе с записями выступлений в городах – можно посмотреть на странице «Книжных маяков России».

Самое время сказать, что вдохновителем и инициатором «Книжного поезда» является Денис Котов, основатель книжной сети «Буквоед» и президент Фестивального движения «Книжные маяки России». Он в том числе отвечает и за пассажирское наполнение вагонов, которые в этом году населяли Ася Лавринович, Дмитрий Емец, Анна Литвинова, Олег Рой, Григорий Григорьев, Валентин Постников, Вера Зощенко, Сергей Переслегин, Валерий Попов, Кира Грозная, Влад Маленко, Николай Свечин, Лев Наумов, Марина Яхлакова, Милена Завойчинская, Екатерина Соловьева, Александра Калинина, Люцида Аквила, Юлия Евдокимова и Михаил Кураев.
«Как определяются писатели, которые поедут в поезде?» – спрашиваю я у Дениса Алексеевича, поймав его у дверей Национальной библиотеки Республики Татарстан. Ровно в этот момент к нам подходит писательница Анна Литвинова. «Давай на двоих ответим», – улыбается Котов.

«Это люди, с которыми легко, – тут же подхватывает Литвинова. – И в том смысле, что они пишут в легком жанре, как работаю я и мой брат Сережа. И в том смысле, что это те люди, которые на одной волне с Денисом».
«Которые в кафе придумывают поезда, – добавляет Котов. – Анна и Сергей – мы на троих сообразили поезд, когда поняли, что надо во Владивостоке оказаться».
«Это действительно был разговор [в стиле] «А хорошо бы...», – продолжает Литвинова. – И вот мой брат говорит: а хорошо бы запустить такой книжный поезд. У него таких идей миллион. И через год ему звонит Денис и говорит: а я запустил поезд».
Денис Алексеевич смеется.
«Это был первый случай в моей жизни, когда такая вот застольная беседа материализовалась в хороший проект», – подытоживает Анна.
Цели «Книжного поезда»
А зачем, собственно, это все? Высаживаясь каждое утро в новом городе, Денис Котов охотно отвечал на этот вопрос. Конечно, ради популяризации чтения: чтобы «объединить читателей, библиотекарей, издателей и писателей в единую дружину книжников, а регионы нашей страны – в единую читающую державу». Есть даже конкретные показатели, к которым предлагают стремиться: в идеале 80% россиян должны читать не менее 12 книг в год. «Это будет культурный подвиг наших дней», – уверен Котов.

Так что на пресс-подходах и пленарных заседаниях постоянно всплывала тема борьбы за внимание читателей. В том числе юных – зря, что ли, поезд вез с собой целый отряд детских авторов. «Писатели – на линии фронта борьбы с гаджетом», – раз за разом утверждал Денис Алексеевич. И уточнял, что «гиперцифроз ведет к острой литературной недостаточности», и хорошо бы что-то с этим сделать. «Чтобы дети помнили, что надо чистить зубы 2 раза в день – и читать 12 книг в год», – приводит Котов вполне понятную формулу.
Еще одна тема магистральная тема – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, под знаком которого поезд и отправился в путь. В каждом городе читателям напоминали о важных книгах, рассказывающих о Великой Отечественной, устанавливали специальную передвижную выставку и читали фрагменты «Блокадной книги» Гранина и Адамовича. Читали в формате полноценно срежиссированного спектакля – иногда с местными школьниками, а иногда исключительно силами пассажиров «Книжного поезда».

Кстати, из Минска в Москву поезд доставил специальный исторический локомотив: благодарить за это стоит Дмитрия Пегова, заместителя генерального директора «РЖД»; компания является одним из генеральных партнеров «Книжного поезда». «Он очень трепетно относится к историческому наследию, – говорит о Пегове директор поезда Максим Афоненков. – Он предоставил нам знаковый магистральный локомотив, который во время Великой Отечественной войны эксплуатировался на порядка 90% тяги, если не больше. Это была та рабочая лошадка, которая помогала нам доставлять грузы и пассажиров, помогала нам добиться победы». По прибытии в Москву паровоз, ставший ненадолго книжным, много и торжественно гудел, а затем в кабине специально для журналистов пожарили яичницу на лопате – так раньше питались машинисты, в том числе во время Великой Отечественной. «На лопату кидают сало, обжаривают, – описывает рецепт Максим и добавляет, что есть захотелось. – Сверху потом лучок, обжаривают, яйца разбивают – вот и готова яичница на лопате». В том числе в таких деталях организаторы «Книжного поезда» постарались сохранить и передать историю.

Корабли, пароходы и социальные эффекты
Максим Афоненков долго рассказывает о внутреннем устройстве «Книжного поезда» – как он со своей командой занимается логистикой, постоянно контактируя с железнодорожниками, ведет переговоры с региональными властями, организует быт в поезде… Так, с питанием где-то помогает принимающая сторона, где-то прибегают к услугам подрядчика «РЖД», а фрукты, печенье и чай, в свободном доступе находящиеся в каждом вагоне, команда поезда закупает самостоятельно – то есть буквально сама едет в супермаркет. «Книжный поезд» обходится без вагона-ресторана – слишком уж дорого; Афоненков подчеркивает, что проект существует без прямых грантов от государства.

«Это огромный труд большого количества людей», – суммирует Максим. И объясняет, во что это все конвертируется: «Сейчас мы приедем на вокзал, и на табло появится: «Книжный поезд Победы». Пассажиры увидят эту надпись, начнут гуглить, что это такое. Пойдут, на поезд посмотрят. Там есть QR-коды, которые они отсканируют, подключатся к Центральному эфиру, почитают информацию про автора, захотят прочитать книгу. <…> Это же очень круто, это большие социальные эффекты, которые создает фестиваль».
И это, похоже, действительно так: во время одного из выступлений Дмитрия Емца ему задают сразу несколько вопросов о «Книжном поезде» – очень уж интригует читателей такой фестивальный формат.
Да и писатели довольны. «Здесь есть возможность в неформальной обстановке на протяжении нескольких дней подряд общаться с коллегами, лучше почувствовать плечо товарища, съесть вместе если не пуд соли, то хотя бы килограмм, – рассказывает мне Емец. – И, в общем, это объединяет литературу. То есть мы сидим по берлогам, а «Книжный поезд» нас раз в год собирает и знакомит».
«Это возможность увидеть читателей не только в Петербурге и в Москве, – заходит с другой стороны Ася Лавринович. – В Минске вот я побывала впервые, увидела, сколько там читателей». Это помогает Асе почувствовать, «что все не зря».

Цифры, предоставленные организаторами, тоже намекают, что не зря: события «Книжного поезда» посетили более 10 000 читателей, а трансляции Центрального эфира фестиваля на 20 марта посмотрели больше 2 млн раз.
«Нас обязательно ждут корабли и пароходы, потому что запрос такой у писателей есть, – отвечает мне Денис Котов, когда я спрашиваю его, почему именно поезд; заодно уточняет, что в 2023 году параллельно проводился еще и автопробег. – Волга, мне кажется, хорошая артерия, со смыслом, которая будет нас ждать. А самолетами мы воспользуемся, когда будем проектировать книжную кругосветку». Так что ни один вид транспорта от писателей, похоже, не отвертится.