САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

День поэзии «Года Литературы» — 2025

Стихотворения, особо запомнившиеся сотрудникам редакции портала ГодЛитературы.РФ за последний год

Эвтерпа, муза поэзии и лирики / Фрагмент картины Якоба Хандмана
Эвтерпа, муза поэзии и лирики / Фрагмент картины Якоба Хандмана

Михаил Визель, шеф-редактор

Сейчас, когда я смотрю в окно, за которым разливается яркое весеннее солнце, первым в голову вскакивает сто-с-лишним летней давности стихотворение сноба и футуриста Анатолия Мариенгофа. Датированное апрелем 1917 года. Хоть сейчас еще март, а не апрель:

  • Апрель

  • Полдень, мягкий, как Л.
  • Улица, коричневая, как сарт.
  • Сегодня апрель,
  • А вчера еще был март.
  • Апрель! Вынул из карманов руки
  • И правую на набалдашнике
  • Тросточки приспособил.
  • Апрель! Сегодня даже собачники
  • Любуются, как около суки
  • Увивается рыжий кобель.

Андрей Мягков, редактор

Здесь могло быть что-нибудь повеселее и порифмованнее, но не будет. Просто потому что первым вспомнилось это тягостное, глухое и слегка неуклюжее, как старый комод, стихотворение Пабло Неруды:

  • Walking around

  • Так случилось: я устал быть человеком.
  • Я захожу в магазины модной одежды, в ночные клубы,
  • скорбный, непроницаемый, словно фетровый лебедь,
  • медленно плывущий по водам рожденья и смерти.
  • Я готов рыдать от запаха парикмахерской.
  • Я хочу заснуть — всё равно, под камнями или под ватой.
  • Меня тошнит от пластиковых бутылок,
  • от новых книг, от компьютеров, от автомобилей.
  • Так случилось: мне надоели мои ногти и волосы,
  • мои ступни, моя тень.
  • так случилось, я устал быть человеком.
  • Надо признаться, это было бы так упоительно —
  • взять и напугать адвоката срезанной лилией
  • или прихлопнуть монашку ударом уха.
  • Было бы так замечательно
  • расхаживать по улицам с зелёным ножом
  • и орать во всю глотку, умирая от холода.
  • Я совсем не хочу быть корнем в потёмках,
  • тощим, нерешительным, вздрагивающим во сне,
  • уныло ползущим сквозь мокрую глину,
  • впитывающим и размышляющим, жадным до пищи.
  • Меня доконали мои неудачи.
  • Мне надоело жить среди корней и могил,
  • всегда под землёй, в душном погребе с мертвецами,
  • окоченевшим, умирающим от тоски.
  • И вот понедельник пылает, как лужа бензина,
  • когда я иду на прогулку своей арестантской походкой;
  • он взвизгивает на ходу, как проколотое колесо,
  • и оставляет в ночи свой кровавый след.
  • Он загоняет меня в углы, в сырые квартиры,
  • в больницы, где из окон торчат чьи-то кости,
  • в сапожные мастерские, пропахшие уксусом,
  • в гнусные щели улиц, забитые мусором.
  • Вот птицы жёлтого цвета, и гнусная требуха
  • развешена на подъездах ненавистных домов,
  • вот вставная челюсть, забытая в кафетерии,
  • вот зеркала, что не могут не плакать от стыда и от страха,
  • и повсюду — зонты, пуповина, ядовитая злоба.
  • Я гуляю, спокойный, у меня есть глаза и ботинки,
  • у меня есть ненависть и забвение;
  • я прохожу сквозь офисы, сквозь врачебные кабинеты,
  • сквозь дворы, в которых сохнет бельё на верёвках:
  • полотенца, кальсоны, рубашки, с которых стекают
  • долгие мутные слёзы.

  • Перевод А. Щетникова

Татьяна Шипилова, редактор соц.сетей

В этом году особенно в душу запал Александр Сергеевич. У него не так много по-настоящему теплых, простых стихотворений. "Домовому" именно такое – уютное и нежное:

  • Поместья мирного незримый покровитель,
  • Тебя молю, мой добрый домовой,
  • Храни селенье, лес и дикий садик мой,
  • И скромную семьи моей обитель!
  • Да не вредят полям опасный хлад дождей
  • И ветра поздного осенние набеги;
  • Да в пору благотворны снеги
  • Покроют влажный тук полей!
  • Останься, тайный страж, в наследственной сени,
  • Постигни робостью полунощного вора
  • И от недружеского взора
  • Счастливый домик охрани!
  • Ходи вокруг его заботливым дозором,
  • Люби мой малый сад, и берег сонных вод,
  • И сей укромный огород
  • С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
  • Люби зеленый скат холмов,
  • Луга, измятые моей бродящей ленью,
  • Прохладу лип и кленов шумный кров —
  • Они знакомы вдохновенью.

Екатерина Коновалова, редактор новостей

Стихотворение «Ласточки» Ходасевича, написанное в 1921 году, сейчас необычайно актуально для меня. В греческой традиции ласточка - это символ души. Чтобы «выпорхнуть туда, за синеву» необходимо пробраться через мрак и взлететь высоко – навстречу душевной трансформации, навстречу пугающему, но прекрасному свету. Такое умонастроение приходит ко мне, когда я читаю строки:

  • Ласточки

  • Имей глаза — сквозь день увидишь ночь,
  • Не озаренную тем воспаленным диском.
  • Две ласточки напрасно рвутся прочь,
  • Перед окном шныряя с тонким писком.

  • Вон ту прозрачную, но прочную плеву
  • Не прободать крылом остроугольным,
  • Не выпорхнуть туда, за синеву,
  • Ни птичьим крылышком, ни сердцем подневольным.

  • Пока вся кровь не выступит из пор,
  • Пока не выплачешь земные очи —
  • Не станешь духом. Жди, смотря в упор,
  • Как брызжет свет, не застилая ночи.