
Текст: Михаиль Визель (Москва - Болонья)
Четыре дня ровно посередине весны четыре павильона огромного выставочного комплекса BolognaFiere являли собой необычное зрелище. Щедро отмеренное и залитое светом пространство, шедевр "интернационального стиля" 1960-х годов, идеально продуманное японской архитектурной звездой Кензо Танге для проведения серьезных индустриальных выставок, было заполнено разноцветными и разноязычными детскими книгами. Они лежали на прилавках более чем полутора тысяч участников.
Маленькие независимые издательства занимали один модуль постройки. Крупные международные концерны демонстрировали мощь и талант на специальных стендах и витринах. Книжки даже свисали на веревочках в специальных зонах, отведенных для победителей и финалистов конкурсов, приуроченных к ярмарке детских книг в Болонье. Это премии самой ярмарки (в детской и подростковой номинации), но также и "детское подразделение" авторитетной итальянской литературной премии Strega. Плюс финалисты придуманного издательством Carthusia конкурса "тихих книг", в которых история рассказывается без слов (в этом году в их число снова вошли две русские художницы, Катерина Суворова и Елизавета Яковлева). Среди премий выделяется премия от итальянского детского журнала Andersen — ее не следует путать с международной золотой медалью Андерсена, вручаемой IBBY, Международным советом по детской книге по четным годам. В этом, нечетном, году в ходе BCBF были, как обычно, объявлены финалисты — и в их число вошел российский художник, международный мастер нарядного "гиперреалистического" стиля, петербуржец Антон Ломаев.
Выглядела такая "развеска" довольно необычно — но убедительно. К тому же она "рифмовалась" с заявленной темой ярмарки этого года — sustainability, что значит "устойчивое развитие" или просто "устойчивость". "Не люблю, когда книги подвешивают на веревочки. А здесь впервые вижу, что это неплохо организовали", — признал в своем Telegram-канале генеральный директор ЭКСМО Евгений Капьев, отработавший ярмарку на шедших параллельно нон-стоп бизнес-встречах и конференциях.
И это вторая важнейшая особенность Болонской ярмарки, которая не так бросается в глаза, как яркие книги и встречи с мировыми звездами детской литературы. Такими, как француз Даниэль Пеннак, автор "декларации прав читателя" ("право перескакивать", "право не дочитывать" и т.д.), или итальянец Альтан, придумавший ровно полвека назад пятнистую собачку Пимпу, известную сейчас всем итальянцам от мала до велика. BCBF — не только праздник, но и крупнейшая европейская бизнес-площадка детской литературы, в которую включаются подростковая литература, графические романы, компьютерные игры, которым в этом году впервые был посвящен отдельный "Центр игрового бизнеса". Устроители рапортуют, что в ярмарке приняло участие 33 318 посетителей-профессионалов — то есть тех, кто был избавлен от необходимости платить €55 за входной билет.
Цена эта кажется огромной — но, судя по наполненности залов и по тому, что у стендов некоторых известных независимых издательств было в прямом смысле не протолкнуться, многих читателей она не смутила. Что неудивительно: большинство издателей продавали книги напрямую с существенной скидкой от напечатанной на обложке цены. Так что достаточно было купить семь книг по цене €10 вместо €18, чтобы "отбить" билет.
Отрадно, что в числе этих посетителей и этих стендов были и представители российского книгоиздания. Традиционно это "Самокат" (в этом году — под швейцарской маркой Sam Tam Books); в центре авторских прав BCBF третий год работает со своим столом агентство Genya aGency; и третий же год со своими стендами приезжают издательства "Пешком в историю" и "Феникс". Последнее в этом году представляет Нана Бажунаишвили, главный редактор подросткового импринта "Окно":
"Атмосфера выставки, как всегда, была позитивной и дружественной. Ты словно встречаешься со своими старыми друзьями, чтобы обсудить текущие дела рынка. Особенно приятно осознавать, что за последние несколько лет нашего участия все больше стран и компаний становятся нашими партнерами как в покупке прав, так и в продаже. В этом году мы особенно удачно стартовали с подростковыми книгами и планируем и дальше эту нишу развивать".
Ваш корреспондент может засвидетельствовать: русских журналистов, издателей, переводчиков, покупателей по-прежнему ждут в Болонье. Не потому, что детская книга вне политики. А потому что детская книга — это и есть лучшая политика.