
Текст: Павел Басинский/ РГ
Павел Басинский: Количество откликов на ваш сериал меня лично только радует. "Евгений Онегин" написан 200 лет назад. "Преступление и наказание" — 150 лет назад. И даже самые "молодые" из произведений, сюжеты которых послужили основой для этой рекламы, "12 стульев" и "Мастер и Маргарита", написаны почти 100 лет назад. Тем не менее их сюжеты до сих пор актуальны, героев так хорошо помнят, что их можно использовать в рекламе. Эти сюжеты и герои, говоря научным языком, стали архетипами, которые не уходят из нашего коллективного сознания.
Другой вопрос, как это воспринимается. У меня эти ролики не вызвали ничего, кроме доброй улыбки. Был бы в девятнадцатом веке ВТБ, и Раскольников не убил бы старушку, а взял кредит, ипотеку и женился на Соне. Был бы ВТБ, и Герасим не утопил бы Муму, а открыл свой малый бизнес. Это, конечно, интерпретация на грани фола, но я не отношусь к русской классической литературе как к сакральным текстам. Это не Библия и не Коран, и вольное обращение к ней не оскорбляет чувств верующих. Она может служить источником даже для анекдотов. Это только говорит о том, что она жива и не покрылась архивной пылью. Но откуда идея рекламировать банк через классику? Хотя уже был опыт Первого канала, ролики Тимура Бекмамбетова, который использовал исторические сюжеты — "Вечная история — банк "Империал".
Яна Завьялова: И ту рекламу мы, безусловно, помним и любим.
Павел Басинский: Это был прорыв в искусстве телерекламы, по своей популярности сравнимый, наверное, только с Леней Голубковым. Но почему сегодня именно русская классика?
Яна Завьялова: Если говорить про меня, причина, наверное, во ВГИКе. Будучи профессиональной теннисисткой, я получала второе образование — режиссура и драматургия — и именно тогда переоткрыла для себя классику. Конечно, как ребенок из интеллигентной семьи, я проходила золотой век русской литературы в школе, но, когда возвращаешься к великим книгам уже взрослым, сложившимся человеком, они открываются по-новому.
Русская классика — зеркало жизни, это вечный материал для переосмысления, безграничное поле для интерпретации, особенно если смотреть на классику из сегодняшнего дня. Заметьте, для театральной сцены классика — обязательный материал. За один сезон в одной только Москве ставят несколько "Гамлетов" и несколько "Чаек". И часто это эксперимент, вызов времени, поиск новой эстетики. Только такой диалог с давно известными текстами рождает новые ракурсы и смыслы.
Глава ВТБ Андрей Леонидович Костин — театрал и знаток классической литературы. Я предложила банку концепцию переосмысления классики в формате рекламных роликов — Андрей Леонидович ее с интересом поддержал. Не могу сказать за банк, я не маркетолог, мое дело — творческая часть, но, думаю, коллеги из ВТБ тоже увидели в классике широкое поле для вдохновения.
Павел Басинский: Каждый ролик длится всего одну минуту. Насколько сложно над ними работать?
Яна Завьялова: Мы соблюдаем все принципы большого кино, поэтому важно работать с режиссерами и командами, зарекомендовавшими себя в полнометражном кино. Ролики делали замечательные Игорь Гринякин, Клим Шипенко, Антон Мегердичев и Сарик Андреасян. Каждый подходил к задаче как к маленькому кинофильму. Без преувеличения все участники наших творческих групп относятся к проекту с невероятной любовью. И актеры у нас замечательные. Кроме кастинга в поиске героев нам помогают Мастерская Петра Фоменко и МХТ им. Чехова — ВТБ поддерживает эти театры. У некоторых артистов уже был опыт исполнения ролей своих персонажей. Другие примеряли на себя образ впервые. Мы в этот проект душу вкладываем. Уточняем каждую деталь, ищем нужные костюмы, консультируемся с историками, снимаем в локациях, соответствующим эпохе произведения если не по году строительства, то хотя бы по архитектурному стилю.
Павел Басинский: Известный вопрос на засыпку: какой породы была Муму? Большинство отвечает: дворняжка. И правда, откуда у крепостного дворника породистая собака? Но у вас спаниелька. В точности, как у Тургенева, "собачка испанской породы". Браво!
А кому принадлежала идея сделать сквозным персонажем всех роликов и своего рода "ментором" сериала финансиста Дмитрия Брейтенбихера, который наставляет героев на путь истинный?

Яна Завьялова: Это идея Андрея Леонидовича. Он, кстати, регулярно включается в творческий процесс и дает дельные рекомендации и по сюжетам, и по локациям, и по актерскому составу. У Дмитрия большой медийный опыт, он снимался в КВН, участвовал в передаче "Что? Где? Когда?". В роликах, которые мы сейчас снимаем, он и настоящий актер, и временами даже каскадер.
Павел Басинский: Но прежде всего Дмитрий Брейтенбихер всем своим образом демонстрирует успешного человека, которым, как я понимаю, и по жизни является. И здесь, как мне кажется, в проекте заложено серьезное противоречие. Его слоган: "ВТБ — это классика". Но какая классика? Русская классика вообще-то не про успех. И даже как раз наоборот. Она не про счастье. Там все плохо кончается. У Татьяны Лариной — несчастная любовь и брак с нелюбимым пожилым генералом, Чичиков бежит из губернского города, опасаясь ареста, Раскольников идет на каторгу, а Герасим все-таки утопил Муму, и неизвестно еще, как с ним поступит барыня за то, что он самовольно ушел в свою деревню.
А у вас сплошные счастливые финалы. Какая-то другая у вас "классика". Вот был бы ВТБ, "другой роман читал бы я". Правильно ли я понимаю, что негативу вы противопоставляете позитив?
Яна Завьялова: Мы предлагаем пофантазировать, как можно разрешить классический конфликт средствами, доступными современному человеку — клиенту банка. А Дмитрий Брейтенбихер, как говорят в банковской отрасли, великолепный клиентщик. Он делает все возможное, чтобы решить клиентский запрос, — любая жизненная ситуация или потребность должна быть решена максимально благополучно.
Павел Басинский: У Татьяны Лариной могло быть другое решение, кроме как выйти замуж за пожилого генерала?
Яна Завьялова: Во времена Пушкина выбор у Татьяны был невелик — дочь небогатых помещиков, она могла или выйти удачно замуж, или остаться в старых девах. Конечно, спустя 200 лет после публикации "Онегина" нам хочется верить, что материальное не имело для Татьяны значения. Сам Александр Сергеевич деньги "мало любил", но все-таки он "уважал в них единственный способ благопристойной независимости". Так что, если бы у Татьяны было свое состояние или какое-то наследство, совершенно точно "роман иной читал бы я".
Российское законодательство XIX века, кстати, было куда прогрессивнее в части прав женщины, чем европейское. Во Франции девушка, выйдя замуж, была обязана передать свое состояние мужу, он им распоряжался по своему усмотрению. В России жена имела право оставаться финансово самостоятельной от мужа. Отсюда в том числе широкое развитие женского предпринимательства по сравнению с Европой. Именно это вдохновило нас, например, на идею иначе выстроить сюжет "Бесприданницы" Островского.
Но, разумеется, наши ролики — чистая фантазия. Они не про буквальное, они про то, что никогда не надо отчаиваться: решение всегда найдется, ваша судьба не предопределена, и если вам на пути попадется человек, способный дать вам грамотный совет, как в нашем случае это делает Дмитрий Брейтенбихер, то все может получиться иначе. Просто ищите способы воплощения своих желаний и достижения намеченных целей.
А банк может помочь вам в этом как минимум в части начального капитала.
Павел Басинский: То есть это еще и такой психотерапевтический тренинг, чтобы люди не опускали руки в безвыходных ситуациях?
Яна Завьялова: Мы же спасли Муму. Откровенно говоря, барыня не давала приказа топить собачку. Почему бы Герасиму не уйти с ней?
Павел Басинский: Этот вопрос я тоже всегда задавал: почему он не ушел с собачкой? Уйдя от барыни, он хотел ее наказать, сделать ей больно. Она ведь тоже одинока и привязалась к Герасиму. Но сначала Герасим делает себе больно, убивая существо, к которому сам привязался. Это очень сложный психологический узел, в котором непонятно, кто жертва, а кто агрессор, но спасателя там точно нет. ВТБ, конечно, этот узел не развяжет. Но найти какое-то позитивное решение всегда хочется.
Яна Завьялова: Страдает ни в чем не повинное существо. Мне кажется, ВТБ реализовал мечту всех школьников — позитивно завершил этот абсолютно трагический сюжет.
Павел Басинский: Кстати, о школьниках. Я читал в соцсетях весь этот поток разных суждений о роликах, как правило, достаточно агрессивный поток. Но одно меня зацепило. Кто-то высказал опасение, что школьники, которые и так не знают классики и в лучшем случае читают только краткие содержания произведений, начнут воспринимать сюжеты по вашей рекламе. И однажды школьник скажет учительнице, что Герасим Муму не утопил, а открыл свой малый бизнес.
Яна Завьялова: Было бы интересно, если бы учитель литературы на уроке по Тургеневу мог вместе с учениками критически разобрать наше "Муму" и предложить детям пофантазировать, а что было бы, если бы все это происходило сегодня. Из 2025 года вообще очень сложно понять мотив человека XIX века, тем более крепостного. Принимая всю сложность описанного Тургеневым конфликта, мы, безусловно, смотрим на него глазами нынешнего поколения и делаем допущения, как мог бы действовать герой сегодня. "Был бы тогда ВТБ" — не буквальная отсылка. Скорее, "что было бы, если бы тогда было наше настоящее?". Это импульс подумать.
Павел Басинский: Очень важно то, что вы сейчас сказали. Действительно, мы привыкли, что наша классика живет где-то рядом с нами, что мы "с Пушкиным на дружеской ноге". И порой забываем, что это писалось в другую эпоху. Например, в "Пиковой даме" кроме увлекательного "карточного" сюжета есть глубокий мистический смысл, как и в "Мертвых душах". За быстрым и легким обогащением всегда стоит дьявол. Поэтому Германн явно связывается с нечистой силой, за что и должен быть наказан. У Гоголя это менее прозрачно, но Чичиков, безусловно, тоже связывается с нечистой силой, скупая "мертвые души". За это он должен пострадать, а потом воскреснуть, как живая душа, во втором томе "Мертвых душ", который Гоголь благополучно сжег, а сейчас нейросеть его восстанавливает.
Но у вас ведь получается, что в кадре появляется обаятельный Брейтенбихер и предлагает героям еще более легкий путь решения их финансовых проблем. Не боитесь, что вы таким образом обесцениваете какие-то мистические мотивы русской классики?
Яна Завьялова: Банк — это действительно быстрый и, наверное, относительно легкий доступ к деньгам, но в отличие от русской классики это путь с изначально установленными правилами: условия, ставки, сроки и так далее. Возможно ли обесценить такой фантазией великого сатирика Гоголя?
Кстати, мы не взяли в работу "Ревизора" потому, что у нас все персонажи получались отрицательными — никому из них не хотелось помогать.
Павел Басинский: Ну как же! Хлестаков — невероятно обаятельный человек!
Яна Завьялова: Потрясающе обаятельный.
Павел Басинский: В "Ревизоре" все обаятельные люди.
Яна Завьялова: Обаятельные люди, которым тем не менее не хочется помогать.
Павел Басинский: Тоже любопытный момент. Безусловно, Гоголь изображал своих персонажей как отрицательных. Он ведь писал сатиру. Но мы сегодня воспринимаем их абсолютно иначе. Лично мне очень жаль всех этих чиновников губернского города, которых обманул Хлестаков, а теперь еще и настоящий ревизор их нахлобучит. Вы задумывались над этим, когда делали ваши ролики?
Например, "Горе от ума". Сегодня Фамусов не воспринимается как отрицательный персонаж. Наоборот, это человек крепких устоев, "скреп". Человек, который держит дом и рассуждает достаточно мудро. А Чацкий воспринимается как либерал-балабол, который приехал, всех перебаламутил и сбежал.
Яна Завьялова: Все раскритиковал и не предложил ни одного конструктивного решения. Вокруг этого и строился сюжет ролика. Мы позволили ему проявить себя полезным обществу. Хотя бы дать какие-то советы.
Павел Басинский: Сколько серий будет у вашего сериала?
Яна Завьялова: Работаем над несколькими произведениями, пока не готова раскрывать все планы.
Павел Басинский: Лев Толстой?
Яна Завьялова: Увы, не дается.
Павел Басинский: Как? А спасти Каренину?
Яна Завьялова: Проблемы Анны значительно глубже.
Павел Басинский: Неожиданный ответ. Вообще из нашего разговора я понял, что создатели сериала не просто используют классические сюжеты в рекламных целях, но и задаются вопросами, которые не решить, если еще раз внимательно не прочитать произведение. Я думаю, что любая адаптация классики прежде всего должна нести в себе такую задачу.
Яна Завьялова: Вы правы. Любое отступление от классики сразу побуждает к разговору о ней. Нам хочется вызвать эмоцию — это уже тот крючок, на который попадается зритель и вступает в мысленный, а иногда и зримый диалог. Хочется, чтобы люди именно озадачились, может быть, не согласились и вернулись к первоисточнику.
Павел Басинский: Будем надеяться, что ваши ролики возымеют именно этот эффект. Теперь, возможно, и я соглашусь, что рекламный сериал порвал все коммерческие шаблоны и вышел за границы бизнес-поляны: говорят, спрос на "Муму" Тургенева резко подскочил на электронных сервисах, а в приютах стало меньше бездомных дворняжек...
Яна Завьялова: Я буду считать, что одна из наших задач точно выполнена, если "ВТБ —это классика" станет поводом открыть оригинальный текст —пусть даже чтобы поймать нас на неточности.