Интервью: Андрей Нейжмак


Юрий Назаров — народный артист России. Родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. За свою долгую карьеру снялся более чем в 250 фильмах и сериалах. Среди них — «Последние залпы», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Горячий снег», «Прощание славянки», «Маленькая Вера». Живет в Москве.
Стены просторной квартиры Юрия Владимировича украшены фотографиями разных лет, наградами известных кинофестивалей. Актеру 88 лет, но его взгляд по-прежнему проницательный, а голос — глубокий и выразительный. Вспоминать о Лихоносове для него — словно перелистать любимую книгу: каждая страница наполнена теплом и яркими воспоминаниями.
Их дружба началась в детстве, когда они вместе выступали в драмкружке, гуляли по улицам Новосибирска и строили планы на жизнь. Судьба развела по разным дорогам: Назаров уехал покорять Москву, а Лихоносов выбрал путь на Кубани. Но это не помешало их крепкой дружбе продлиться более полувека.
Как жила чета Лихоносовых в Новосибирске после того, как на войне погиб Иван Федорович?
Юрий Назаров: Татьяна Андреевна следила за Виктором, он был всегда чистенький, опрятный. Для маленькой крестьянской семьи они жили нормально. Было хозяйство, корова.
Как получилось, что вы с Лихоносовым поступили в школу в один год? Ведь вы родились в 37-м году, а Виктор Иванович в 36-м.
Юрий Назаров: Витя был старше меня и Эрнста Малыгина (нашего третьего друга). В первый класс мы поступили в один год, так как именно с 1944-го в школу начали принимать не только восьмилеток, но и семилеток. Сначала я с Эрькой был в «А», потом моего друга перевели в «Б», где учился Виктор. Уже к седьмому классу нас всех объединили.
Примечательно, что все люди из вашей компании добились значительных успехов. Как так вышло?

Юрий Назаров: Я сам не могу ответить на вопрос. Мы с Малыгиным были из семей интеллигентских, а Виктор — из крестьянской. Но вместе сдружились: сначала я с Малыгиным, потом Эрик с Витей, а затем уже все вместе.
Лихоносов стал известным писателем. Эрнст Малыгин — лауреат Ленинской премии, именитый ученый, профессор. Я стал актером.
Каким вы помните Виктора Ивановича в юности?
Юрий Назаров: Он был гением во всем. Первое впечатление Витя произвел на меня как одаренный спортсмен: будь то соревнования по гимнастике (Лихоносов имел третий разряд), будь то футбольный матч, где Виктор был одним из лидеров команды, играл в нападении на левом краю (на правом фланге и дурак сыграет). Мать, Татьяна Андреевна, видя успехи сына в футболе, купила ему бутсы. Для тех лет это было почти роскошью, особенно для крестьянской семьи. Так же хорош Лихоносов был в баскетболе, волейболе.

Но для меня ценнее другие воспоминания. В школе Витя был не только спортсменом, но и талантливым актером, звездой драмкружка. Помню день, когда мы ставили пьесу Симукова. Естественно, Лихоносову дали в ней роль. Когда он ворвался на сцену, казалось, что заразил всех вокруг своим неподдельным энтузиазмом. И в этой простоте, в этой открытости заключалась невероятная сила. Хотелось сорваться с места, разделить с ним этот момент, ощутить этот прилив вдохновения. Если я, наблюдая за его неудержимой игрой, чувствовал, как во мне просыпается что-то светлое, то что же творилось в сердце Виктора, когда он делился этой бурей эмоций со всеми нами? Он стремился стать артистом, а я — за ним. Он мог сыграть кого угодно. Мне помнится, как Лихоносов, играя главного персонажа в драме «Баня» Маяковского, точь-в-точь изображал директора нашей школы. Исполняя другую роль, он копировал учителя физики Сергея Устиновича. Виктор участвовал в постановках пьес Гоголя, Островского.
Я знаю, что вы с Лихоносовым, пока ехали из школы или драмкружка домой, рассказывали друг другу наизусть стихотворения или главы из прозы. А что в пятидесятых годах читала новосибирская молодежь?
Юрий Назаров: Мы с Виктором любили Шолохова. Этот писатель — гений. В школе читали лишь «Поднятую целину». А вот в трамвае по дороге домой наизусть рассказывали «Тихий Дон». Нас тянуло к литературе, к творчеству Михаила Александровича, к его языку. Конечно, читали всю классику: Гоголя, Пушкина, Лермонтова. Достоевского, кстати, не проходили.
За два года до поступления в Краснодарский педагогический институт в жизни Виктора Ивановича произошло много изменений. До сих пор о периоде биографии Лихоносова, начиная от выпуска из школы и заканчивая переездом в Краснодар, никто точно не рассказал.
Юрий Назаров: В 1954 году мы закончили школу и сдавали вступительные экзамены во всех пяти театральных училищах Москвы: ГИТИСе, ВГИКе, Щепкинском, Щукинском и МХАТе. Пропустил Лихоносова только преподаватель Щукинского училища, актер Юрий Катин-Ярцев. Но дальше Виктор не пошел, а я — наоборот.

После того как Лихоносов уехал из Москвы, он стал зуборезчиком на заводе Сибсельмаш. Уже через год я ушел из «Щуки», и мы с Виктором вместе поступили в новосибирский Сельхозинститут на агрономический факультет. В тот момент я разочаровался в московском искусстве. А потом из верности и дружеской любви к Виктору пошел в Сельхозинститут. Я не хотел бросать товарища одного, к тому же считал, что занятия математикой на агрономическом факультете приведут ум в порядок, как Ломоносов говорил. Все пошло иначе. Я сразу забрал документы, а Лихоносов остался. Витя поехал вместе со студентами на целину, там у него появилась идея написать повесть «Клавка», которая потом выйдет под названием «Чалдонки». Вернувшись «с картошки», он много болел.
В 1956 году я восстановился в Щукинском училище, а Лихоносов опять захотел пойти учиться на актера. Я водил его на прослушивание к моему преподавателю, народному артисту Михаилу Александровичу Ульянову. Он выслушал моего друга и сказал примерно следующее:
А почему Ульянов сказал, что Виктор Иванович не смог бы сыграть большую роль?
Юрий Назаров: Я думаю, что Михаил Александрович судил Лихоносова не только по таланту, но и по внешности. Это нормальная практика для актеров. Но был и другой фактор. Понимаете, артист — профессия зависимая: в какую пьесу тебя «поставят», в такой и будешь играть. Литераторы — люди более свободные, они сами решают, о чем им писать. Ульянов просто почувствовал, что Виктору не пошло бы быть актером, и он оказался прав.
После этого Виктор Иванович задумался о переезде в Краснодар?
Юрий Назаров: Да, мы стали выбирать ему город для переезда и поступления в институт. Отталкивались от нескольких факторов: город должен находиться на юге (Лихоносову не подходил суровый сибирский климат) и быть культурным центром (в силу увлечений моего друга). Краснодар прекрасно подошел по всем показателям. Виктор поступил в Краснодарский педагогический институт.
На юге он продолжил заниматься гимнастикой. Это увлечение переросло в идею написания произведения «Рондад, фляк, сальто». К сожалению, оно не успело выйти.
После этого вы часто встречались?
Юрий Назаров: Мы переписывались, несмотря на обоюдную занятость, старались навещать друг друга. В 1964 году я приезжал в Краснодар, когда Виктору вырезали почку. Понемногу старался помогать товарищу, поддержать его. Лихоносов гостил и у меня в Москве, привозил друзей. Помню встречу с писателем Виктором Потаниным.
Лихоносов даже снялся в небольшом эпизоде фильма «Последние залпы» по повести Юрия Бондарева, где я играл роль Дмитрия Новикова. Съемочная группа находилась на западе Украины, куда он тоже приезжал. Уже не вспомню где, но Лихоносов и Эрька Малыгин участвовали в массовке на съемках другой картины «Мосфильма».
Как вы относились к тому, что Виктор Иванович стал писать?
Юрий Назаров: Я был первым его редактором. Дебютные работы Вити были мною забракованы (смеется. — А.Н.). «Брянских» он отнес в редакцию «Нового мира» в обход меня. Видимо, я плохой редактор, потому что в 1963 году Лихоносова опубликовал сам Твардовский.
Есть ли у вас среди произведений Виктора Ивановича любимое?
Юрий Назаров: Все его творчество любимое. Мне всегда нравилось, что у Виктора написано все по правде, по грустной, но правде: и в «Брянских», и в «Осени в Тамани», и в «Нашем маленьком Париже».
В последние годы жизни Лихоносова вы так же часто общались?
Юрий Назаров: Да, мы созванивались. Во многом стали расходиться, но интересовались делами, здоровьем. В целом, моя любовь к Лихоносову не исчезла. Для меня он остается близким товарищем, дружба с которым началась еще в далеком детстве.

Автор выражает благодарность создателю VK-музея писателя Лихоносова В.И. Е. Некрасовой, которая помогла с подбором фото.