САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Виктор Лихоносов. Гений во всем

Актер Юрий Назаров – о своем пожизненном друге, которому 30 апреля 2025 года могло бы исполниться 89 лет

Назаров (слева) и Лихоносов. 1986 г. / Архив коллекционера К. Янченко
Назаров (слева) и Лихоносов. 1986 г. / Архив коллекционера К. Янченко
30 апреля 2025 года могло бы исполниться 89 лет кубанскому писателю Виктору Лихоносову, которого Владимир Толстой, среди прочего — председатель жюри премии "Ясная Поляна", еще при его жизни, укороченной в 2021 году коронавирусом, называл в числе писателей с "эталонным русским языком". Не так хорошо известно, однако, что жизнь лауреата Государственной премии России, Героя труда Кубани могла пойти по иной колее — тоже артистической, но актерской. Об этом краснодарскому журналисту Андрею Нейжмаку рассказал известный актер Юрий Назаров, с которым Виктора Лихоносова связывала дружба длиною в жизнь.

Интервью: Андрей Нейжмак

Юрий Назаров - великий князь в "Андрее Рублёве" (1966)

Юрий Назаров — народный артист России. Родился 5 мая 1937 года в Новосибирске. За свою долгую карьеру снялся более чем в 250 фильмах и сериалах. Среди них — «Последние залпы», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Горячий снег», «Прощание славянки», «Маленькая Вера». Живет в Москве.

Стены просторной квартиры Юрия Владимировича украшены фотографиями разных лет, наградами известных кинофестивалей. Актеру 88 лет, но его взгляд по-прежнему проницательный, а голос — глубокий и выразительный. Вспоминать о Лихоносове для него — словно перелистать любимую книгу: каждая страница наполнена теплом и яркими воспоминаниями.

Их дружба началась в детстве, когда они вместе выступали в драмкружке, гуляли по улицам Новосибирска и строили планы на жизнь. Судьба развела по разным дорогам: Назаров уехал покорять Москву, а Лихоносов выбрал путь на Кубани. Но это не помешало их крепкой дружбе продлиться более полувека.

Как жила чета Лихоносовых в Новосибирске после того, как на войне погиб Иван Федорович?

Юрий Назаров: Татьяна Андреевна следила за Виктором, он был всегда чистенький, опрятный. Для маленькой крестьянской семьи они жили нормально. Было хозяйство, корова.

Как получилось, что вы с Лихоносовым поступили в школу в один год? Ведь вы родились в 37-м году, а Виктор Иванович в 36-м.

Юрий Назаров: Витя был старше меня и Эрнста Малыгина (нашего третьего друга). В первый класс мы поступили в один год, так как именно с 1944-го в школу начали принимать не только восьмилеток, но и семилеток. Сначала я с Эрькой был в «А», потом моего друга перевели в «Б», где учился Виктор. Уже к седьмому классу нас всех объединили.

Примечательно, что все люди из вашей компании добились значительных успехов. Как так вышло?

Руководитель отдела генетической энзимологии и биохимии вирусов центра «Вектор» Эрнст Малыгин

Юрий Назаров: Я сам не могу ответить на вопрос. Мы с Малыгиным были из семей интеллигентских, а Виктор — из крестьянской. Но вместе сдружились: сначала я с Малыгиным, потом Эрик с Витей, а затем уже все вместе.

Лихоносов стал известным писателем. Эрнст Малыгин — лауреат Ленинской премии, именитый ученый, профессор. Я стал актером.

Каким вы помните Виктора Ивановича в юности?

Юрий Назаров: Он был гением во всем. Первое впечатление Витя произвел на меня как одаренный спортсмен: будь то соревнования по гимнастике (Лихоносов имел третий разряд), будь то футбольный матч, где Виктор был одним из лидеров команды, играл в нападении на левом краю (на правом фланге и дурак сыграет). Мать, Татьяна Андреевна, видя успехи сына в футболе, купила ему бутсы. Для тех лет это было почти роскошью, особенно для крестьянской семьи. Так же хорош Лихоносов был в баскетболе, волейболе.

Лихоносов и Назаров в 1955 году. Фото: из книги Ю. Назарова "Только не о кино"

Но для меня ценнее другие воспоминания. В школе Витя был не только спортсменом, но и талантливым актером, звездой драмкружка. Помню день, когда мы ставили пьесу Симукова. Естественно, Лихоносову дали в ней роль. Когда он ворвался на сцену, казалось, что заразил всех вокруг своим неподдельным энтузиазмом. И в этой простоте, в этой открытости заключалась невероятная сила. Хотелось сорваться с места, разделить с ним этот момент, ощутить этот прилив вдохновения. Если я, наблюдая за его неудержимой игрой, чувствовал, как во мне просыпается что-то светлое, то что же творилось в сердце Виктора, когда он делился этой бурей эмоций со всеми нами? Он стремился стать артистом, а я — за ним. Он мог сыграть кого угодно. Мне помнится, как Лихоносов, играя главного персонажа в драме «Баня» Маяковского, точь-в-точь изображал директора нашей школы. Исполняя другую роль, он копировал учителя физики Сергея Устиновича. Виктор участвовал в постановках пьес Гоголя, Островского.

Я знаю, что вы с Лихоносовым, пока ехали из школы или драмкружка домой, рассказывали друг другу наизусть стихотворения или главы из прозы. А что в пятидесятых годах читала новосибирская молодежь?

Юрий Назаров: Мы с Виктором любили Шолохова. Этот писатель — гений. В школе читали лишь «Поднятую целину». А вот в трамвае по дороге домой наизусть рассказывали «Тихий Дон». Нас тянуло к литературе, к творчеству Михаила Александровича, к его языку. Конечно, читали всю классику: Гоголя, Пушкина, Лермонтова. Достоевского, кстати, не проходили.

За два года до поступления в Краснодарский педагогический институт в жизни Виктора Ивановича произошло много изменений. До сих пор о периоде биографии Лихоносова, начиная от выпуска из школы и заканчивая переездом в Краснодар, никто точно не рассказал.

Юрий Назаров: В 1954 году мы закончили школу и сдавали вступительные экзамены во всех пяти театральных училищах Москвы: ГИТИСе, ВГИКе, Щепкинском, Щукинском и МХАТе. Пропустил Лихоносова только преподаватель Щукинского училища, актер Юрий Катин-Ярцев. Но дальше Виктор не пошел, а я — наоборот.

Катин-Ярцев - Папа Карло (1975). Фото: kinopoisk.ru

После того как Лихоносов уехал из Москвы, он стал зуборезчиком на заводе Сибсельмаш. Уже через год я ушел из «Щуки», и мы с Виктором вместе поступили в новосибирский Сельхозинститут на агрономический факультет. В тот момент я разочаровался в московском искусстве. А потом из верности и дружеской любви к Виктору пошел в Сельхозинститут. Я не хотел бросать товарища одного, к тому же считал, что занятия математикой на агрономическом факультете приведут ум в порядок, как Ломоносов говорил. Все пошло иначе. Я сразу забрал документы, а Лихоносов остался. Витя поехал вместе со студентами на целину, там у него появилась идея написать повесть «Клавка», которая потом выйдет под названием «Чалдонки». Вернувшись «с картошки», он много болел.

В 1956 году я восстановился в Щукинском училище, а Лихоносов опять захотел пойти учиться на актера. Я водил его на прослушивание к моему преподавателю, народному артисту Михаилу Александровичу Ульянову. Он выслушал моего друга и сказал примерно следующее:

«Вижу, что вы можете стать актером, но больших ролей вам не сыграть. Вам необходимо заниматься чем-то более глубоким».

А почему Ульянов сказал, что Виктор Иванович не смог бы сыграть большую роль?

Юрий Назаров: Я думаю, что Михаил Александрович судил Лихоносова не только по таланту, но и по внешности. Это нормальная практика для актеров. Но был и другой фактор. Понимаете, артист — профессия зависимая: в какую пьесу тебя «поставят», в такой и будешь играть. Литераторы — люди более свободные, они сами решают, о чем им писать. Ульянов просто почувствовал, что Виктору не пошло бы быть актером, и он оказался прав.

После этого Виктор Иванович задумался о переезде в Краснодар?

Юрий Назаров: Да, мы стали выбирать ему город для переезда и поступления в институт. Отталкивались от нескольких факторов: город должен находиться на юге (Лихоносову не подходил суровый сибирский климат) и быть культурным центром (в силу увлечений моего друга). Краснодар прекрасно подошел по всем показателям. Виктор поступил в Краснодарский педагогический институт.

На юге он продолжил заниматься гимнастикой. Это увлечение переросло в идею написания произведения «Рондад, фляк, сальто». К сожалению, оно не успело выйти.

После этого вы часто встречались?

Юрий Назаров: Мы переписывались, несмотря на обоюдную занятость, старались навещать друг друга. В 1964 году я приезжал в Краснодар, когда Виктору вырезали почку. Понемногу старался помогать товарищу, поддержать его. Лихоносов гостил и у меня в Москве, привозил друзей. Помню встречу с писателем Виктором Потаниным.

Лихоносов даже снялся в небольшом эпизоде фильма «Последние залпы» по повести Юрия Бондарева, где я играл роль Дмитрия Новикова. Съемочная группа находилась на западе Украины, куда он тоже приезжал. Уже не вспомню где, но Лихоносов и Эрька Малыгин участвовали в массовке на съемках другой картины «Мосфильма».

Как вы относились к тому, что Виктор Иванович стал писать?

Юрий Назаров: Я был первым его редактором. Дебютные работы Вити были мною забракованы (смеется. — А.Н.). «Брянских» он отнес в редакцию «Нового мира» в обход меня. Видимо, я плохой редактор, потому что в 1963 году Лихоносова опубликовал сам Твардовский.

Кстати, в молодости мы даже намеревались писать вместе под псевдонимом Назар Лихой, но как-то не срослось. Я счастлив, что Виктор самостоятельно смог стать хорошим писателем.

Есть ли у вас среди произведений Виктора Ивановича любимое?

Юрий Назаров: Все его творчество любимое. Мне всегда нравилось, что у Виктора написано все по правде, по грустной, но правде: и в «Брянских», и в «Осени в Тамани», и в «Нашем маленьком Париже».

В последние годы жизни Лихоносова вы так же часто общались?

Юрий Назаров: Да, мы созванивались. Во многом стали расходиться, но интересовались делами, здоровьем. В целом, моя любовь к Лихоносову не исчезла. Для меня он остается близким товарищем, дружба с которым началась еще в далеком детстве.

Лихоносов и Назаров в актерском лагере для абитуриентов театральных вузов в Джубге (2019 год). Фото: архив Ю. Назарова

Автор выражает благодарность создателю VK-музея писателя Лихоносова В.И. Е. Некрасовой, которая помогла с подбором фото.