САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Русист из Белграда: «Силу слова "Победа" русские и сербы чувствуют одинаково»

«Победа. Что это значит для вас и ваших учеников?» — эссе, присланные на XXV Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка за рубежом

Эссе, присланные на XXV Международный Пушкинский конкурс: 'Победа. Что это значит для вас и ваших учеников?' /godliteratury.ru
Эссе, присланные на XXV Международный Пушкинский конкурс: 'Победа. Что это значит для вас и ваших учеников?' /godliteratury.ru

Текст: Елена Кухтенкова/ РГ

"Силу слова Победа мы - сербы и русские - чувствуем одинаково. Отдавшие и отдающие жизнь ради будущих поколений ", - написала в своем эссе "Победа. Что это значит для вас и ваших учеников?" на XXV Международный Пушкинский конкурс "РГ" русист из Сербии Миля Балетич.

Педагог работает частным преподавателем в Белграде, развивает свой канал и продвигает в Сербии русский язык всеми доступными способами. Для нее одной из первых личных побед стало обучение русскому языку собственной бабушки - неграмотной женщины из маленькой югославской деревни, которая всю жизнь жалела о том, что у нее не было образования. Предложение организовать несколько занятий превратилось в чудесно проведенное время с родным человеком. "Бабушка при каждой нашей встрече бесконечно повторяла "здравствуйте", "очень хорошо", "красивая". Это и есть моя первая победа", - рассказывает автор эссе.

Своей второй большой победой преподаватель считает день, когда она, вопреки родительским сомнениям, все-таки поступила на кафедру русского языка и литературы университета. Это было в девяностые, когда изучение русского не было популярным.

Потом в начале двухтысячных учитель работала в технической школе. Тогда все профессиональные водители, чтобы продолжить свое дело, должны были получить диплом четырехлетнего специального образования на русском языке. Те, кто изучал русский в 1970-1980 годы, не хотели признавать, что они его забыли. Плохо понимали вопросы, которые им задавала учительница. "Надеялись получить оценки таким способом: не смогли бы мы, учитель, вместе спеть "Калинку"?" - вспоминает педагог. Серьезно Миля начала заниматься русским, когда в Институте имени Пушкина на практических занятиях ей сказали, что она говорит на языке 19 века.

К сожалению, пишет педагог, опыт показывает, что очень плохо мы знаем друг друга. "Основная задача каждого моего занятия не только толковать новые слова или выражения, а именно "открыть глаза", развеять предрассудки, познакомить человека с духом народа, посмотреть современную телепередачу, кино, спортивные соревнования, послушать музыку, приготовить какое-то блюдо", - уверена она.

Занятия русист проводит в разных местах, иногда в Русском доме или в храме. Сейчас она с учениками готовится к празднику Победы, который собираются отметить в парке у русской церкви Святой Троицы рядом с сербской церковью Святого Марка.

"Русский язык непростой, но мы, славяне, к простой судьбе не привыкли. Мы всегда добивались своей цели с большим трудом. Сербы, хотя и не русские, но, как и вы, идут до конца. Победа обязательно будет за всеми нами", - заключила педагог.