САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Шолохов неразгаданный

120 лет назад, 24 мая 1905 года, родился писатель, который всегда будет нераскрытой тайной

120 лет назад, 24 мая 1905 года, родился писатель, который всегда будет нераскрытой тайной / М.А. Шолохов. [1943–1945 гг.] РГАЛИ.
120 лет назад, 24 мая 1905 года, родился писатель, который всегда будет нераскрытой тайной / М.А. Шолохов. [1943–1945 гг.] РГАЛИ.

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Одно слово — Шолохов. Так написано на его могильном камне — по-суворовски, по-спартански. Дополнения излишни. Ведь и казаки не уважали пустое многословие. Фамилия, ставшая литературным именем — и всё. Всем ясно, что если просто Шолохов — то это Михаил Александрович, автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Сомнений тут быть не может. В этом можно увидеть амбициозный нрав писателя, который был учеником Максима Горького, любившего горделивых людей. Правда, писал Шолохов не по-горьковски, по-своему. А учился еще и у Льва Толстого, и у Дмитрия Мамина-Сибиряка, замечательного бытописателя, романами которого зачитывался. Шолохов — тут излишни не только имя и отчество, но и регалии, которых у писателя было больше, чем у кого-либо. Лауреат Сталинских, Ленинской, Государственной и Нобелевской премий, дважды Герой Социалистического труда (в мире культуры таких было только трое — кроме автора «Тихого Дона», балерина Галина Уланова и многолетний руководитель Союза писателей брежневских времен Георгий Марков).

Он открыл для миллионов читателей — и не только в России — казачий мир с его устоями, с его языком, далеким от русского литературного, но сам не был потомком «форменных казаков». Отец — из мелкого купечества, на Дон переселился из Рязанской губернии. Мать — дочь бывшего крепостного с Черниговщины, который переехал в область Войска Донского, получив волю. Красавицу, рано оставшуюся сиротой, насильно выдали замуж за сына станичного атамана. Но она сбежала от мужа к Александру Шолохову. Их первенец — будущий писатель — родился незаконнорожденным. Когда его родители наконец обвенчались, Михаилу было 8 лет. С детства он знал, что такое «запретная любовь», какой силой она обладает. Быть может, поэтому Шолохов никогда не был — даже чуточку — ханжой — и во всех его романах об отношениях мужчины и женщины говорится откровеннее, чем это принято в русской словесности.

М.А. Шолохов. Фотография с дарственной надписью П.В. Абрамову. 27 марта 1929 г. РГАЛИ. Ф.1197. Оп.1. Ед. хр. 5. Л.1.

Литературой он увлекся в гимназии: сочинения Михаила учительница часто зачитывала перед классом. Шолохов записывал в тетрадку свои житейские наблюдения. В 1920 году, окончив четыре класса Вешенской гимназии, он стал учительствовать. В 15 лет командовал продотрядом, даже побывал в плену у махновцев. В 16 поехал в Москву — учиться. Поступить в университет то ли не сумел, то ли не захотел, но вошел в литературную группу «Молодая гвардия» и стал посещать лекции молодых поэтов и критиков — Виктора Шкловского, Николая Асеева.

Первые рассказы, написанные и опубликованные в 18-19 лет, замечательны для молодого автора, нарочито лаконичны, эффектны. В них поблескивает юмор. В 1924 году, вернувшись на Дон, он стал писать сильнее. «Шибалково семя», «Двухмужняя», «Нахаленок» — в этих историях, позже вошедших в сборник «Донские рассказы», предвосхищены его будущие романы. Эти публикации заметили. Заговорили о беспощадном натурализме, присущем молодому автору. Его образы суровы — как эпоха, которую Шолохов видел юношескими глазами. Они напоминают героев эпоса. Разве не жесток Одиссей или Агамемнон? Но Гомер рассказывает и об их подвигах, и о коварстве беспристрастно. В рассказе «Бахчевник» казак, глава семьи, проклинает старшего сына, ушедшего к «большевикам», с которыми давно «якшался». Убивает жену за то, что она носила хлеб пленным красноармейцам. А младший сын убивает отца. «Страшные в своей обыденности сцены имеют силу неопровержимой убедительности», — писал об этом рассказе литературный критик Исайя Лежнев. Никто не писал ярче и правдивее о том, как в Гражданскую войну «брат шел на брата». А он уже вынашивал свою главную книгу, в которой судьбы героев будут переплетены с судьбами страны, как у Льва Толстого в «Войне и мире».

Шолохов М.А. «Обида». Рассказ. [1925–1926 гг.] Автограф. РГАЛИ. Ф.1197. Оп.1. Ед. хр.1. Л.1

Он начал роман осенью 1925 года, с событий 1917-го, о которых хорошо знал от старших казаков. Но очень скоро оказалось, что рассказать о революции на Дону можно только через судьбу казака, проследив ее с довоенных дней. Любимым героем Шолохова стал Григорий Мелехов, характер, открытый всем страстям и колебаниям. Он, в первую очередь, человечен. В основе этого образа — судьба Харлампия Ермакова, казака с «завесой крестов» на груди, которого писатель знал с юности. В разное время Ермаков примыкал то к красным, то к белым, а в конце 1920-х годов был расстрелян. Погиб и Григорий Мелехов.

Первые части романа вышли в начале 1928 года в журнале «Октябрь» — и сразу получили всеобщее признание. Потребовалось несколько переизданий. Читатели приняли и необычную казачью речь, и историю непростой любви Григория и Аксиньи, и батальные картины, и короткие политические рассуждения автора. Последняя — четвертая — книга романа вышла в начале 1940 года, когда его первые части уже считались классикой.

М.А. Шолохов читает отрывки из романа «Тихий Дон» в клубе завода «Красный богатырь». Москва. 1929 г. РГАЛИ. Ф.1197. Оп.2. Ед. хр.4. Л.1.

Появление такой книги, по большому счету, означало завершение противостояния белых и красных. У нас появился казачий Гамлет, Григорий Мелехов — проливавший кровь и за царя, и за красных, и за белых — и отбросивший войну, по-толстовски. Шолоховский роман стал попыткой показать, что правда на свете не одна, что даже те, кто с оружием в руках воевали против большевиков, достойны понимания и сочувствия. Стало ясно, что вести борьбу на уничтожение действительных и мнимых противников бессмысленно, а новую жизнь придется строить сообща — вместе с бывшими врагами. Иначе просто не получится. Это чувствовал Сталин, хотя он, взяв на себя обязанности редактора, и пытался причесать, опреснить роман, сгладить острые углы. Но Шолохов боролся за каждую строчку, боялся скатиться в «партийную пропаганду» — и даже генеральный секретарь партии отнесся к нему серьезно, ломать через колено не стал. Они оба сознавали важность и даже необходимость романа, который покажет, что пришло время гражданского примирения. Это почувствовали и читатели. Роман побил все рекорды по заказам в библиотеках. Несмотря на переиздания, за ним выстраивались очереди. «Тихий Дон» еще до войны перевели на несколько языков — и он получил высочайшую оценку американской и европейской критики. А в СССР в марте 1941 года под всеми спорами подвело черту решение о присуждении Шолохову Сталинской премии 1-й степени — за «Тихий Дон».

Шолохов М.А. «Тихий Дон». Отрывок из книги третьей, части шестой, главы XI. [1929–1931 гг.] Автограф. РГАЛИ. Ф. 631. Оп.15. Ед. хр.641. Л.125.
У нас появился казачий Гамлет, Григорий Мелехов — проливавший кровь и за царя, и за красных, и за белых — и отбросивший войну, по-толстовски.

Нередко Шолохова называют автором одной гениальной книги. Это несправедливо. «Поднятая целина» — полотно не меньшего масштаба, в этом романе страсти, проницательности и жестокого натурализма не меньше, чем в «Тихом Доне». Да, роман о необходимости коллективизации стал для Шолохова «партийным заданием». Но он показал «борьбу за колхозы» как вторую гражданскую войну.

Есть там и отточенное искусство прозы, и народный юмор, и открытый трагизм. Почти все главные герои в финале погибают. И снова у противников советской власти — «своя правда», которую автор не перечеркивает. Там многое можно цитировать по памяти, как стихи. «Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака», — финал, разрывающий сердце. Западает в душу и последняя реплика деда Щукаря, обращенная к невесте Давыдова Варе: «Ведь он тебя любил, факт!»

М.А. Шолохов в группе с калмыцкой делегацией на Первом съезде ССП СССР. 1934 г. РГАЛИ.Ф.1197. Оп.1. Ед. хр.5. Л.4.

И еще один штрих. По мифологии, по истории августейших династий, по классическим трагедиям и романам мы знаем немало отцеубийц. Шолохов, мысливший мифологическими образами, привел одного из своих героев — Якова Лукича Островнова — к убийству матери. Это страшная сцена. «Старуха — немощная и бессильная — все же жила; она просила хоть кусочек хлеба, хоть глоток воды, и Яков Лукич, крадучись проходя по сенцам, слышал ее задавленный и почти немой шепот:

— Яшенька мой! Сыночек родимый! За что же?! Хучь воды-то дайте!

...На четвертый день в доме стало тихо. Яков Лукич дрожащими пальцами снял замок, вместе с женой вошел в горенку, где когда-то жила его мать. Старуха лежала на полу около порога, и случайно забытая на лежанке еще с зимних времен старая кожаная рукавица была изжевана ее беззубыми деснами... А водой она, судя по всему, пробавлялась, находя ее на подоконнике, где сквозь прорезь ставни перепадал легкий, почти незаметный для глаза и слуха дождь и, может быть, ложилась в это туманное лето роса...» Это настоящий Шолохов. Читал ли он древние легенды, увлекался ли ими? Шолоховеды, кажется, не уделяют этому вопросу особого внимания. А жаль. По крайней мере, он чувствовал природу мифа как никто из русских писателей ХХ века.

Без «жестоких сцен» роман о первых колхозах оказался бы лживым. В 1933 году, в разгар работы над «Поднятой целиной», Шолохов написал Сталину эмоциональное, почти гневное письмо о «перегибах» коллективизации на Дону, когда «выселяли только за то, что какой-нибудь колхозник, тронутый ревом замерзающих детишек, пускал своего выселенного соседа погреться. 1090 семей при 20-градусном морозе изо дня в день круглые сутки жили на улице. <…> Детей заворачивали в лохмотья и клали на оттаявшую от огня землю. Сплошной детский крик стоял над проулками. Да разве же можно так издеваться над людьми?»

Сталин ответил писателю. Пообещал, что виновники беззакония будут наказаны: «иногда наши работники, желая обуздать врага, бьют нечаянно по друзьям и докатываются до садизма». Но отметил и «однобокость» писателя, который не заметил, что «уважаемые хлеборобы по сути дела вели «тихую» войну с советской властью. Войну на измор, дорогой тов. Шолохов». Эта переписка — по сути, часть романа о коллективизации. Война прервала работу над «Поднятой целиной». Шолохов завершил его только в 1959-м. Повторилась история «Тихого Дона»: к тому времени первый том «Целины» уже входил в школьную программу. Так вел Шолохов плетение своей прозы.

Дом М.А. Шолохова в станице Вёшенской. 1936 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф.1197. Оп.2. Ед. хр.4. Л.14.
Читал ли он древние легенды, увлекался ли ими? Шолоховеды, кажется, не уделяют этому вопросу особого внимания. А жаль. По крайней мере, он чувствовал природу мифа как никто из русских писателей ХХ века.

А что было еще, кроме ранних рассказов (ярких!) и двух гениальных романов? Молчания было больше, чем новых книг. Они, конечно, звучали громко и были вескими. Но все-таки Шолохов после войны устал. Слишком взыскателен к самому себе он был. Впрочем, мы никогда не сумеем точно объяснить, почему так сложилось. Это тайна тайн.

Почти все, что он писал во время и после войны (кроме продолжения прежних завязок), связано с Великой Отечественной. Он был военкором «Красной звезды» и «Правды», побывал на шести фронтах, написал десятки очерков, хотя не считал себя журналистом. Начал новый роман — «Они сражались за Родину». Непохожий на прежние и все-таки выдержанный в узнаваемом шолоховском стиле. Его первые главы вышли в нескольких майских номерах «Правды» за 1943 год — и повествовали о предыдущем, самом тяжелом годе войны. Враг дошел до Дона. Гитлеровцы еще во многом сильнее Красной армии, но Шолохов показал бойцов, которых невозможно победить. «Может быть, мне с шуткой и жить, и воевать веселее», — говорит один из его любимых героев, бронебойщик Петр Лопахин. Шолохов считал, что в повествовании о войне непременно должны быть «веселинки», которые только подчеркивают боль народной трагедии. А что война — великое горе, он познал сполна. На глазах писателя, во время бомбёжки, в Вёшенской погибла его мать. Немцы прицельно били по его дому — понимали, что автор «Тихого Дона» — один из символов непокоренной страны. «В судьбу каждого из нас война вошла всей тяжестью», — говорил Шолохов. После войны он возвращался к этому роману, дописывал, что-то менял, но так его и не завершил.

М.А. Шолохов. [1943–1945 гг.] РГАЛИ. Ф.1197. Оп.1. Ед. хр.5. Л.5.

Зато в самом конце 1956 года в «Правде» вышла «Судьба человека». Самый простой, без литературных хитростей, рассказ о солдате, плене и послевоенном сиротстве. Сколько писем от бывших военнопленных получил Шолохов после этой публикации! «Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина», — размышляет Шолохов. Похожую историю он когда-то услышал от случайного попутчика на охоте, сразу после войны. Прошел через плен друг и земляк писателя Николай Каргин — Шолохов расспрашивал его о немецкой неволе. Рассказ Шолохов написал через десять лет, за несколько дней.

А фильм Сергея Бондарчука удесятерил его славу и значение в нашем сознании. Шолохову вообще везло на экранизации. По его романам и рассказам при жизни писателя не вышло ни одного серого фильма. А ярких было немало — десяток, начиная с герасимовского «Тихого Дона». Герои Шолохова легко освоились и на сцене. Сколько у нас было замечательных театральных Мелеховых и Нагульновых!

В последние десятилетия к писателю относились как к пророку. Шолохов не был активным «общественным деятелем» — как Александр Фадеев, Константин Федин или Георгий Марков. Жил-то он почти всегда у себя, на Дону. И ядовито посмеивался над писателями, которые стремятся в столицы… В своей Вешенской он по праву считался и легендой, и советской властью, но в столоначальники не набивался. Должности, которые Шолохов занимал, мало к чему обязывали. Скорее он просто дарил свое громкое имя уважаемым структурам, будь то секретариат Союза писателей или ЦК КПСС, а появляться там старался пореже.

М.А. Шолохов на охоте. 1935 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф.1197. Оп.2. Ед. хр.4. Л.7.
Почти все, что он писал во время и после войны (кроме продолжения прежних завязок), связано с Великой Отечественной. Он был военкором «Красной звезды» и «Правды», побывал на шести фронтах, написал десятки очерков, хотя не считал себя журналистом.

Насчет Сталина он бросил известное: «Да, был культ, но была и личность». Ладил с Хрущевым, хотя и не считал того крупным политиком. О Брежневе говаривал: «Зато он охотник хороший!» Тут можно вспомнить Державина «Цари к нему в родство, не он к ним причитался». Он не был сильным публицистом, но откликался на важнейшие события страны. На съездах писателей выступал подчас скандально, рубил с плеча, язвил. Стал консервативен, не любил диссидентов и западников. Зато неизменно поддерживал начинания, связанные с изучением русской культуры. Не только казачьей. Держался так, что было ясно: он знает о нас и о нашем будущем больше, чем мы можем представить. Думаю, так оно и было.

Его романы откровенны: в них он много важного открыл и досказал о Гражданской войне. Примирил нас с Мелеховыми. Что может быть важнее? Но тайн оставил больше, чем книг.

Ну, а что касается споров вокруг авторства «Тихого Дона» — сегодня об этом не хочется даже вспоминать. Ерундовые, оскорбительные для русской литературы сенсации.