САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как Боратынский окликает нас через бездну лет

О тайнах «Последнего поэта» рассказывает исследовательница творчества Боратынского Юлия Анохина

Юлия Анохина о поэте Боратынском / godliteratury.ru
Юлия Анохина о поэте Боратынском / godliteratury.ru
В нынешнем году исполнилось 225 лет Евгению Боратынскому*. Сегодня у нас в гостях человек, посвятивший любимому поэту не только счастливые часы досуга, но и долгие месяцы труда и размышлений. Знакомьтесь: Юлия Юрьевна Анохина, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, автор будущей книги о Боратынском. В минувшую субботу в московском Доме А.Ф. Лосева на Старом Арбате Юлии была вручена премия «Дерзание духа» в номинации «За верность выбранному пути».

Вот ее слово о любимом поэте.

Осип Мандельштам уподобил одно из произведений Боратынского письму, вложенному в бутылку и брошенному в океан. Счастливцу, обнаружившему такое письмо, по мысли Мандельштама, подобен читатель вот этого стихотворения:

  • Мой дар убог и голос мой не громок,
  • Но я живу, и на земли мое
  • Кому-нибудь любезно бытие:
  • Его найдет далекий мой потомок
  • В моих стихах: как знать? душа моя
  • Окажется с душой его в сношеньи,
  • И как нашел я друга в поколеньи,
  • Читателя найду в потомстве я.

Чудо заключается в том, что таким читателем может оказаться любой, кто обнаружит это послание и распознает в нем себе созвучное.

Поэту мечталось о таинстве единения душ с читателем будущего – таким, какое бывает в тихой беседе с настоящим другом. «Хотел бы я знать, – размышляя об этом стихотворении, писал Мандельштам, – кто из тех, кому попадутся на глаза названные строки Боратынского, не вздрогнет радостной и жуткой дрожью, какая бывает, когда неожиданно окликнут по имени…»

Вот, видимо, и у меня когда-то возникло чувство, будто Боратынский окликнул по имени.

  • Небо Италии, небо Торквата,
  • Прах поэтический Древнего Рима,
  • Родина неги, славой богата,
  • Будешь ли некогда мною ты зрима?
  • Рвется душа, нетерпеньем объята,
  • К гордым остаткам падшего Рима!
  • Снятся мне долы, леса благовонны,
  • Снятся упадших чертогов колонны!

Это стихотворение стало первым, которое я полюбила у Боратынского. Оно звучит просто, свободно и высоко. Образность этого стихотворения такова, что с ней хотелось остаться. Поразило и то, что само стихотворение стало печальным прорицанием: мечтая об Италии, поэт не знал, что ему суждено умереть под «небом Торквата».

Юлия Анохина/ предоставлено автором

Уже потом, в университете на одном из семинаров по истории русской литературы разгорелась дискуссия о тайне «Последнего поэта». Семинар вела Елена Аркадьевна Тахо-Годи, которая и «дирижировала» нашим спором о том, в чем же состоит трагедия, развернувшаяся в финале стихотворения. Это было так увлекательно, что я уговорила Елену Аркадьевну стать научным руководителем моих курсовых работ о Боратынском.

Мой студенческий интерес вырос в опыт написания диссертации о поэтике книги стихов «Сумерки». В эту удивительную и во многом загадочную книгу Боратынский включил 26 стихотворений. Изданная в один месяц с «Мертвыми душами» Н.В. Гоголя – в мае 1842 года, книга Боратынского была воспринята как несвоевременная. Белинский назвал Боратынского поэтом «уже чуждого нам поколения». Современники не заметили в «Сумерках» вопросов, которые остаются актуальными и сегодня, почти два века спустя: каков ход человеческой истории? возможно ли поэтическим языком адекватно передать открывшиеся истины? в чем тайна вдохновения и живая сила творчества?

О Боратынском зачастую пишут как о пессимистическом поэте. Даже в названиях работ о нем фигурируют словосочетания, подчеркивающие именно такой характер его мировосприятия: «Грааль печали», «Недуг бытия», «Болящий дух».

Однако, на мой взгляд, особенность философии Боратынского состоит не в пессимизме, а в том, что, признавая несовершенство мира, ограниченность человека и драматичность его удела, поэт почти всегда обнаруживает нечто такое, что наделяет жизнь смыслом, примиряет с необходимостью жить.

Например, в том послании Дельвигу, из которого часто цитируется стих «любить и лелеять недуг бытия», примиряющим началом выступают память о «небе родном» и само «желание счастья».

А если обратить внимание на вторую часть строки, открывающей стихотворение «Болящий дух врачует песнопенье…», то окажется, что «болящий дух» – это не смертельный диагноз.

Даже книга «Сумерки», в которую включены такие безотрадные стихотворения, как «На что вы дни? Юдольный мир явленья / Свои не изменит…» и «Осень», завершается «Рифмой». В последней строфе этого стихотворения поэзия сопоставлена с «голубем ковчега» – тем, что в трудные времена дает надежду.

  • Своею ласкою поэта
  • Ты, рифма! радуешь одна.
  • Подобно голубю ковчега,
  • Одна ему, с родного брега,
  • Живую ветвь приносишь ты…

*Фамилия Боратынский происходит от названия галицийского замка XIV века – Боратынь, что означает «Божья рать».

Любимое у Боратынского

***

  • Болящий дух врачует песнопенье.
  • Гармонии таинственная власть
  • Тяжелое искупит заблужденье
  • И укротит бунтующую страсть.
  • Душа певца, согласно излитая,
  • Разрешена от всех своих скорбей;
  • И чистоту поэзия святая
  • И мир отдаст причастнице своей.

* * *

  • Весна, весна! как воздух чист!
  • Как ясен небосклон!
  • Своей лазурию живой
  • Слепит мне очи он.

  • Весна, весна! как высоко
  • На крыльях ветерка,
  • Ласкаясь к солнечным лучам,
  • Летают облака!

  • Шумят ручьи! блестят ручьи!
  • Взревев, река несет
  • На торжествующем хребте
  • Поднятый ею лед!

  • Еще древа обнажены,
  • Но в роще ветхий лист,
  • Как прежде, под моей ногой
  • И шумен и душист.

  • Под солнце самое взвился
  • И в яркой вышине
  • Незримый жавронок поет
  • Заздравный гимн весне.

  • Что с нею, что с моей душой?
  • С ручьем она ручей
  • И с птичкой птичка! с ним журчит,
  • Летает в небе с ней!

  • Зачем так радует ее
  • И солнце, и весна!
  • Ликует ли, как дочь стихий,
  • На пире их она?

  • Что нужды! счастлив, кто на нем
  • Забвенье мысли пьет,
  • Кого далёко от нее
  • Он, дивный, унесет!

* * *

Звезда

  • Взгляни на звезды: много звезд
  • В безмолвии ночном
  • Горит, блестит кругом луны
  • На небе голубом.
  • Взгляни на звезды: между них
  • Милее всех одна! За что же?
  • Ранее встает,
  • Ярчей горит она?
  • Нет! утешает свет ее
  • Расставшихся друзей:
  • Их взоры, в синей вышине,
  • Встречаются на ней.
  • Она на небе чуть видна,
  • Но с думою глядит,
  • Но взору шлет ответный взор
  • И нежностью горит.
  • С нее в лазоревую ночь
  • Не сводим мы очес,
  • И провожаем мы ее
  • На небо и с небес.
  • Себе звезду избрал ли ты?
  • В безмолвии ночном
  • Их много блещет и горит
  • На небе голубом.
  • Не первой вставшей сердце вверь
  • И, суетный в любви,
  • Не лучезарнейшую всех
  • Своею назови.
  • Ту назови своей звездой,
  • Что с думою глядит,
  • И взору шлет ответный взор,
  • И нежностью горит.