Текст: Михаил Зильев
"Бедный Пушкин! – иронично восклицал Пастернак в «Людях и положениях». – Ему следовало бы жениться на Щеголеве (известный пушкинист) и позднейшем пушкиноведении, и всё было бы в порядке".
У самого Пушкина, женившегося на красавице Наташе, в порядке не случилось. Но у пушкинистики действительно всё в порядке. За 170 лет, минувших с публикации основополагающего труда Павла Анненкова «Материалы для биографии А.С. Пушкина», она трудами выдающихся филологов из вспомогательной источниковедческой дисциплины превратилась в самостоятельную разветвленную филологическую науку, место приложения сил и построения устойчивой карьеры.
Но поскольку в основе ее не выхолощенный набор догм, вроде застывшего советского марксизма-ленинизма, а живые произведения очень живого поэта, параллельно пушкинистике академической бурно развивается пушкинистика "народная" - от хармсовских "анекдотов про Пушкина", возникших как реакция на странный "юбилей" гибели в 1937 году, до кинематографического рэп-мюзикла "Пророк", также привязанного к прошлогоднему юбилею.
И достаточно пройтись по рядам нынешней "Красной площади", чтобы убедиться: выпустить книгу о Пушкине считает своим долгом любое издательство, любой автор - даже такой, который к академическим штудиям ранее интереса не выказывал.
Почему и зачем появляются эти произведения? Каков он - "Пушкин без пушкинистики"? Ответ на этот вопрос, который озвучил выступивший модератором Михаил Визель, автор книг «Пушкин.Болдино.Карантин»; «Пушкин-москвич», сразу после церемонии "Лицея" искали (и демонстрировали на собственном примере) аж трое писателей и два художника, а также примкнувший к ним издатель.
Елена Абдулаева, иллюстратор и писатель, автор книги «Откуда взялся Пушкин?», подосадовала, что дети совсем не знают Пушкина как человека, и поэтому она создала книгу про Михайловское.

К ней присоединился тверской художник Сергей Антипин, представивший комикс "Капитанская дочка" и предостерегший от того, чтобы недооценивать графические романы.
Полина Бояркина, автор книги «Чему я могу научиться у Александра Пушкина» и единственный из собравшихся пушкинист профессиональный, сотрудник «Пушкинского дома», прибавила, что, поскольку пушкинская эпоха уходит всё дальше, современному читателю всё труднее в нее проникнуть и понять, что, собственно, автор имел в виду - для чего и нужен не только академический справочный аппарат для коллег-специалистов, но и популяризаторские книги.
Гаянэ Степанян, писатель, лектор, соавтор книги «Пушкин. Наше время. Встречи на корабле современности», поведала, что ее совместная (с Михаилом Визелем) книга выросла из горячих споров с будущим соавтором о хорошо им обоим известном и трогающем предмете - то есть о Пушкине.
Анна Хрусталёва вообще-то сотрудник Государственного музея А.С. Пушкина, но ее книга «13 друзей Пушкина» выросла не из ее служебных обязанностей, а из человеческой обиды на то, что про этих прекрасных людей, интересных не только дружбой с Пушкиным, практически никто ничего не знает, даже поэтов Дельвига и Вяземского - пожалуй, знают только про Жуковского.
И наконец, Дмитрий Чинов (последний, как водится, по алфавиту, но отнюдь не по значению), - главный редактор комиксового издательства «Альпака», издатель визуальных адаптаций «Повестей Белкина» и вышеупомянутой "Капитанской дочки", сценарист комикса в жанре конспирологической фолк-хистори про Пушкина и Дантеса, признался, что издавать комиксы по русской классике, в частности, по Пушкину, он мечтал изначально, когда еще только входил в мир комиксов.
Под конец ведущий, пользуясь случаем, спросил у Бояркиной, как движется у ее коллеги по «Пушкинскому дому» Гавриила Беляка работа над колоссальным проeктом Пушкин.Digital. Та заверила, что работа движется успешно. "А вы не боитесь, что, когда все пушкинистические материалы окажутся оцифрованы, народные пушкинисты вас потеснят?" - провокационно спросил Михаил. "Не боюсь! Я - за свободное распространение информации".