ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фестиваль «Смена». Испытание на прочность пройдено

На VIII книжном фестивале «Смена» показали богатство народных костюмов, представили книжки, чтобы гладить, рассказали про первый японский шлягер, навеянный русским писателем, и препарировали маньяков

Замдиректора 'Северного паломника' Ирина Максимова на рабочем месте
Замдиректора 'Северного паломника' Ирина Максимова на рабочем месте

Текст и фото: Олег Платонов (РГ, Казань)

Новые условия

Устроителям летних фестивалей в России не привыкать, но в этом году фестиваль «Смена» в Казани испытывали на прочность особым образом. По традиции, он проходил в парке «Черное озеро». И если к погодным катаклизмам продавцы и покупатели книг как-то уже попривыкли и поэтому дождь в первый день разогнать никого не смог, то во второй день всех ждало испытание посерьезнее. Дело в том, что в воскресенье, 15 июня в Татарстане объявили опасность атаки дронами. И чтобы обеспечить безопасность, в некоторых городах Татарстана, в том числе и Казани, отключили интернет.

И для современных книгочеев это стало непреодолимой преградой. Наличные мало кто носит с собой, а терминалы по оплате или денежные переводы между покупателем и продавцом из-за отсутствия связи не работали. Страдали и те, и другие. Наличка в одном из ближайших банкоматов быстро закончилась. Но к вечеру ситуация в целом все же нормализовалась.

А людей, желающих приобрести книжки по издательским ценам, пришло очень много. Учитывая непростое для издателей время, немного поменялся и сам облик книжных рядов. Стали появляться издательства, которые раньше никогда не приезжали в Казань.

Русское искусство в 22-х томах

Например – «Северный паломник». Они занимаются публикацией культурного наследия на базе музейного хранения.

— Мы развиваем древнерусское искусство, поднимаем фонды, - говорит заместитель директора издательства Ирина Максимова. — Мы делаем каталоги, потому что в музеях экспонируется от силы 5%, все остальное пролеживает в архивах, и к сожалению, никогда не выставляется. Особенно это касается икон. До них просто не доходят руки реставраторов. И они под профнаклейками могут по 20-30 лет стоять.

Еще один мегапроект издательства – «История русского искусства» в 22 томах. Его задумывал еще известный искусствовед Алексей Комеч и весь государственный Институт искусствознания. Последний раз подобное по объему исследование выходило 60 лет назад под руководством Игоря Грабаря. Главная особенность нового издания – в подаче материала. Если у Грабаря были в описании, если так можно выразиться, центральные памятники страны, то тут подключена вся провинция. И тут другой культурологический подход. Он сформирован по трем слоям, чтобы можно было сделать первое знакомство с темой, потом углубиться, если вы специалист. И по сноскам еще дальше уйти в дополнительную литературу.

Ну и особой популярностью на этом стенде пользовались книги по народному декоративно-прикладному искусству.

На стенде "Северного паломника" была представлена также близкая по профилю продукция издательства "Бослен"

- Эта тема - море разливанное, так как тут никто еще не применял системного подхода к изучению - отмечает Ирина Максимова. – По верхам пробежались многие, а вот чтобы каталогизировать северный костюм, или южный костюм... Или у нас есть книжка про 23 губернии на базе 200 костюмов, чтобы можно было представить полное разнообразие народного творчества.

По словам замдиректора, хоть программа по изданию подобных каталогов и является государственной, государство выделяет крайне малые средства на это. Поэтому многое делается на энтузиазме.

— Мы приехали в Казань впервые, поэтому здесь совершенно неохваченная аудитория, - говорит Ирина Максимова. - Все порадовались тому, что на ярмарке появились книги, которых не было раньше.

Книга для сна

Огромное внимание на ярмарке уделяется детям. И родители идут на большие траты с удовольствием. Порой для детей представлены настолько увлекательные книжки, что и взрослый от них глаз не оторвет.

Например, издательство «Пешком в историю». Они уже 14 лет создают научно-популярные «томики» на абсолютно разные темы. Физика вокруг нас, химия вокруг нас. Очень популярна серия про древнюю Грецию, Китай и Европу. Не чужда им и экологическая тема. К примеру, они описывают один год из жизни Волги, отвечая при этом на вопросы, почему она в последнее время мелеет.

Учитывая, что современные дети живут исключительно на эмоциях, очень всем понравилось питерское издательство «Гудвин», которое уже шесть лет специализируется на трогательных книжках. Причем, как от самых маленьких, так и для детей старшего школьного возраста. К примеру, есть книжка в форме подушки «Пора спать», или с пушистой обложкой. Есть комиксы и даже научпоп про генетику.

- Внимание современного ребенка очень сложно удержать, учитывая бесконечное количество гаджетов, - говорит мама трех детей Наталья Лукина. – Я люблю эту книжную ярмарку и одновременно недолюбливаю. Тут огромное количество новинок для детей, каких не встретишь в магазинах. Причем, книжки с гениальными идеями по увлечению ребенка. Но все равно мы уходим отсюда, оставив целое состояние…

От Японии до Голливуда

Отличались в этом году и лекции в рамках книжного фестиваля. К сожалению, было крайне мало авторов, которые представляли свои собственные книги. В основном, были специалисты, которые рассказывали про любовь к собакам, к кино, к собакам в кино… Анна Слащева — переводчица, японистка, независимая исследовательница, на лекции «Советская литература в межвоенной Японии» поведала про первый поп-хит страны восходящего солнца, который имеет русские корни. Это ни что иное, как "Песня Катюши". Но другой.

"Песня Катюши" стала популярна в Японии в 1914 году. Она была написана по мотивам романа Льва Толстова «Воскресенье». В том же году компания Nippon Kinetophone выпустила кинетофонную запись, которая сделала ее первым настоящим хитом.

Анжелика Артюх — кинокритик, киновед и доктор искусствоведения, представила свою книгу «Новый Голливуд: новаторы и консерваторы». И погрузила зрителей в удивительный мир страны грез, отметив, как повлияли на мировой кинематограф Френсис Форд Коппола, Стивен Спилберг, Артур Пенна и Джордж Лукас. Причем речь тут шла не только о гениальных режиссерах, но и о тех социальных явлениях, на фоне которых им приходилось творить.

Почему популярны книги про маньяков?

Но главной звездой фестиваля, пожалуй, стала журналистка Ева Меркачева. То ли это совпадение, то ли учитывая статус Казани как бывшей "криминальной столицы", организаторы фестиваля второй год подряд зовут в гости авторов, работающих в жанре true crime. В прошлом году это была Саша Сулим, а в этом Меркачева представила публике свою книгу о маньяках «Я иду искать»… Послушать увлекательные истории на Черном озере про темных людях собралось огромное количество поклонников треша…

Для того, чтобы собрать материал, Ева Меркачева объехала все колонии в нашей стране, где сидят по пожизненным срокам. Она единственная в России журналистка, кто осилила эту ношу, учитывая, что до некоторых учреждений добраться не так то просто.

— Психологи считают, что интерес к true crime объясняется тем, что человеку, находящемуся в стрессе из-за ковида или СВО, нужно еще больше напрячь психику, чтобы она наконец расслабилась, - говорит спикер. Одна из главных задач моей книги — сделать так, чтобы все понимали: маньяк — это не что-то романтичное, что может притягивать Это мерзкая и отталкивающая личность. Может быть, общаясь с таким субъектом, не сразу можно определить, что он нездоров, но через какое-то время это возможно. Я хочу, чтобы эта книга стала чем-то вроде ОБЖ - своего рода сводом правил и инструкций по безопасности. Чтобы те люди, которые прочитали мою книгу, не стали жертвами маньяков. Чтобы вы сразу почувствовали, какие они. Чтобы вам было понятно, как они мыслят, как могут себя вести, что они могут говорить, предлагать. И самое опасное — что они действительно могут выглядеть как простые люди. У большинства маньяков были семьи.

И этих преступлений не было, если бы окружающие вовремя могли обратить внимание на странности в поведении. Психологи тут не помогут. Тут нужно психиатрическое вмешательство, включая медикаментозное.

В поисках света

— Мне хотелось, чтобы люди относились более внимательно к себе в первую очередь. И к своим близким, - говорит журналистка. — И если кто-то увидел в маньяках черты своего поведения или мыслей, то лучше сразу обратиться к психиатру или поговорить начистоту с родственниками. Это не «я иду искать» жертву или антигероя, а я иду искать в себе свет. Что, если вдруг у человека возникает такая "точка отсчёта", где он может совершить зло? Или все-таки найти в себе силы, попытаться излечиться, увидя, к чему могут привести его действия.