ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рукописи не горят?! На какие находки мы надеемся

Сенсационная находка автографа Пушкина, сохраненного при этом его злейшим врагом Уваровым и хранившаяся сто лет в семействе потомков его управляющего, дает повод помечать – а что если найдется..?

Текст: ГодЛитературы.РФ

1. Любой текст, связанный с именем Орфея

Имя это, разумеется, легендарно; но не исключено, что имеет под собой исторический прототип – реально существовавший в глубоко архаичном слое истории поэт-шаман-жрец, очаровывавший окружающих своим невиданным доселе искусством. Считалась же Троя легендарной – пока её не открыл Шлиман. Или, во всяком случае, убедил всех, что то, что он отрыл – Троя.

2. Второй том «Поэтики» Аристотеля

Вокруг этого гипотетического второго тома, в котором описывается не трагедия, а комедия, кипят страсти в «Имени Розы» Умберто Эко. Существовал ли такой том на самом деле – неизвестно. Но с подачи Эко он, даже отсутствуя, фактически вошёл в культурный код и обиход.

3. Независимый список «Слова о полку Игореве»

Все многочисленные статьи, диссертации и панегирики о величайшем памятнике древнерусской словесности базируются на единственном списке XVII века, купленном или просто «позаимствованном» невесть где ревностным собирателем древностей графом Мусиным-Пушкиным и сгоревшим в московском пожаре 1812 года. «Знатоки, видевшие ее, сказывают, что почерк ее был полуустав XV века», – писал Пушкин. Но эти знатоки не оставили научного описания, а ксероксов тогда не было, что раскрыло широчайшую возможность для разнообразных спекуляций. Академику Зализняку пришлось провести сложнейший лингвистический анализ, доказывающий, что первопечатный текст – не подделка, а действительно восходит к XII веку. Но и это не убедило скептиков, уверяющих, что «Слово...» может быть просто скомпилировано из подлинных источников, и потому все формы и обороты в нем правильные, а общий смысл – современный. Находка независимого от Мусина-Пушкина ещё одного списка «Слова…» закрыла бы вопрос. Но подгадать такую находку, в отличие от находок некоторых античных кувшинов в Таманском заливе, невозможно.

4. Приписка Пушкина с Екатериной Ушаковой

Катя Ушакова – образованная и умная московская барышня, к которой Пушкин ездил чуть ли не каждый день в последние два года своей холостой жизни – правда, с большим петербургским перерывом. Все ждали предложения, сама Катя больше всего, а Александр отшучивался эпиграммами: «Вы ж вздохнете ль обо мне, если буду я повешен»? Уже перед смертью в 1872 году 63-летняя Екатерина велела дочери принести шкатулку с многочисленными письмами Пушкина и уничтожить ее – хотя дочь умоляла ее не делать этого. «Мы любили друг друга горячо, это была наша сердечная тайна: пусть она и умрет с нами» – якобы заявила та. Но надежда, что дочь всё-таки ослушалась маменьки и принесла для сожжения какие-то другие бумаги, гипотетически существует.

5. Пропавшие рукописи Бабеля

При аресте Бабеля 15 мая 1939 года были также арестованы 15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями, в которых гипотетически были рукописи к задуманному им «роману о ЧК». Судьба этих материалов остаётся неизвестной.

6. Шекспир. Выживут только автографы

Издание пьес долгое время было делом неблагородным. В Новое время рукописи пьесы были как правило собственностью трупп, и если дела у артистов шли не очень, то текст вполне мог быть продан. Дальнейшая судьба первоисточника сценических представлений оказывалась безнадёжной.

В случае с пьесами Уильяма Шекспира, несмотря на членство в "Слугах лорда-камергера", дело обстоит похоже. На представления засылались "уши", по рукам расходились "правильные" и "неправильные" кварто - транскрипции пьес на четвертушках листа. Однако, ни одной авторской рукописи не сохранилось. Каноничные тексты всех пьес Шекспира вышли посмертно в так называемом Первом фолио (1623 г.) трудами его коллег и драматурга Бэна Джонсона. Это компиляция из всех возможных вариантов пьесы. Мы знаем почерк Шекспира по шести его подписям, которые он сделал в разные десятилетия жизни (да по трёхстраничной сцене народного бунта в невыпущенной пьесе "Сэр Томас Мор").

Теперь представим, какое значение будет иметь открытие, если не авторских рукописей, то хотя бы их списков? Решение т.н. шекспировского вопроса - только одно возможных следствий. Не менее важны разнообразные детали, которые могли быть опущены в фолио. Так, в одном из вариантов "Гамлета" (кварто от 1603 года) было указано, что Тень отца Гамлета является на сцену... в ночной рубашке! До нас же дошёл совсем другой образ призрака.

7. Хемингуэй. Брачный true-crime

Хемингуэй признавался, что работа над каждой фразой произведения давалась ему с большим трудом. Прошло не мало времени с сочинения дебютных рассказов о войне, пока он взялся за большую форму. За первый год жизни в Париже Хемингуэю удалось написать свой первый роман. К публикации готовились рассказы и стихотворения.

Но когда писатель поехал в Швейцарию по заданию редакции, работы остались дома в Париже. Зачем брать все драгоценные черновики в командировку? Однако, жена Хейли уложила все рукописи в чемодан и... потеряла его на Лионском вокзале, собираясь сделать сюрприз Эрнсту: приехать к нему в Альпы. Вся работа исчезла в один миг: носильщик не принёс чемодан в купе. Как отреагировал писатель? Бросил дела и вернулся в Париж, но чемодан исчез.

Может быть, мы должны подождать чью-то основательную уборку на чердаке. Пока скажем, что успех первого опубликованного романа Хемингуэя «Фиеста (И восходит солнце)» точно был подготовлен, а сам автор - психологически закалён.