Текст: Арсений Замостьянов.

Вспоминаем стихи, посвященные защитникам Отечества разных лет и эпох, рассказываем об их авторах и о событиях, которые породили эти поэтические отклики. Цикл, посвященный Году защитника Отечества, ведет Арсений Замостьянов.
Как только началась Первая мировая война – в газетах стали появляться батальные стихи. Возрождался жанр, подзабытый в годы неуловимых видений Серебряного века. Когда-то Владимир Соловьев писал:
А теперь Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Александр Блок и другие небожители писали о войне, о России. Писали исступленно. Многие из них служили военными корреспондентами. Война – огромное событие в истории любого народа, и неудивительно, что художественное осмысление батальных подвигов стало фундаментом мировой культуры. Это героический эпос.

Настоящим фронтовиком Первой мировой был Николай Гумилёв – офицер-кавалерист. Его мужественный строй стиха стал основой поэтической героики на долгие годы. Самое известное его батальное стихотворение написано в первые недели пребывания в действующей армии. Называется оно «Наступление»:
- Та страна, что могла быть раем,
- Стала логовищем огня.
- Мы четвертый день наступаем,
- Мы не ели четыре дня.
Пожалуй, в этом стихотворении больше мечты о победе, чем личного опыта, который пришёл несколько позже. И оказался горше. Любопытно, что и в эти годы Гумилёва-поэта интересует не только война. А нерв сражений сохранился, главным образом, в прозе поэта, в «Записках кавалериста». Но в «Наступлении» военно-полевая реальность так тесно переплелась с высокой символикой, что получилось стихотворение необыкновенное и незабываемое. Во многом характерное для того времени, но и необычное.

Словом, в первые полтора года войны господствовали патриотические настроения – почти в классическом духе: «Православие! Самодержавие! Народность!».
По большому счёту это оказался кратковременный порыв – до первых разочарований. Очень скоро под влиянием эстетской критики и панических вестей с фронта публика заметно умерила «ура-патриотические» настроения, а поэтов (наиболее ярким примером здесь можно считать Сергея Городецкого) стали высмеивать за «шовинистические» мотивы – почти, как Янова-Витязя, который сочинял бойкие агитационные стихи:
- Немецкие свиньи попали впросак,
- Наткнулися больно на русский кулак…
Но нерв 1914 года сохранился, прежде всего, в стихах Гумилева.
Николай Гумилев «Наступление»
- Та страна, что могла быть раем,
- Стала логовищем огня.
- Мы четвертый день наступаем,
- Мы не ели четыре дня.
- Но не надо яства земного
- В этот страшный и светлый час,
- Оттого, что Господне слово
- Лучше хлеба питает нас.
- И залитые кровью недели
- Ослепительны и легки.
- Надо мною рвутся шрапнели,
- Птиц быстрей взлетают клинки.
- Я кричу, и мой голос дикий.
- Это медь ударяет в медь.
- Я, носитель мысли великой,
- Не могу, не могу умереть.
- Словно молоты громовые
- Или волны гневных морей,
- Золотое сердце России
- Мерно бьется в груди моей.
- И так сладко рядить Победу,
- Словно девушку, в жемчуга,
- Проходя по дымному следу
- Отступающего врага.
1914.