ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«И так сладко рядить Победу…» Николай Гумилёв

В первые недели армейской службы Николай Гумилёв сочинил своё самое известное батальное стихотворение: «Наступление»

Текст: Арсений Замостьянов.

Вспоминаем стихи, посвященные защитникам Отечества разных лет и эпох, рассказываем об их авторах и о событиях, которые породили эти поэтические отклики. Цикл, посвященный Году защитника Отечества, ведет Арсений Замостьянов.

Как только началась Первая мировая война – в газетах стали появляться батальные стихи. Возрождался жанр, подзабытый в годы неуловимых видений Серебряного века. Когда-то Владимир Соловьев писал:

«Для чистого лирика вся история человечества есть только случайность, ряд анекдотов, а патриотические и гражданские задачи он считает столь же чуждыми поэзии, как и суету будничной жизни».

А теперь Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Александр Блок и другие небожители писали о войне, о России. Писали исступленно. Многие из них служили военными корреспондентами. Война – огромное событие в истории любого народа, и неудивительно, что художественное осмысление батальных подвигов стало фундаментом мировой культуры. Это героический эпос.

Настоящим фронтовиком Первой мировой был Николай Гумилёв – офицер-кавалерист. Его мужественный строй стиха стал основой поэтической героики на долгие годы. Самое известное его батальное стихотворение написано в первые недели пребывания в действующей армии. Называется оно «Наступление»:

  • Та страна, что могла быть раем,
  • Стала логовищем огня.
  • Мы четвертый день наступаем,
  • Мы не ели четыре дня.

Пожалуй, в этом стихотворении больше мечты о победе, чем личного опыта, который пришёл несколько позже. И оказался горше. Любопытно, что и в эти годы Гумилёва-поэта интересует не только война. А нерв сражений сохранился, главным образом, в прозе поэта, в «Записках кавалериста». Но в «Наступлении» военно-полевая реальность так тесно переплелась с высокой символикой, что получилось стихотворение необыкновенное и незабываемое. Во многом характерное для того времени, но и необычное.

Словом, в первые полтора года войны господствовали патриотические настроения – почти в классическом духе: «Православие! Самодержавие! Народность!».

По большому счёту это оказался кратковременный порыв – до первых разочарований. Очень скоро под влиянием эстетской критики и панических вестей с фронта публика заметно умерила «ура-патриотические» настроения, а поэтов (наиболее ярким примером здесь можно считать Сергея Городецкого) стали высмеивать за «шовинистические» мотивы – почти, как Янова-Витязя, который сочинял бойкие агитационные стихи:

  • Немецкие свиньи попали впросак,
  • Наткнулися больно на русский кулак…

Но нерв 1914 года сохранился, прежде всего, в стихах Гумилева.

Николай Гумилев «Наступление»

  • Та страна, что могла быть раем,
  • Стала логовищем огня.
  • Мы четвертый день наступаем,
  • Мы не ели четыре дня.
  • Но не надо яства земного
  • В этот страшный и светлый час,
  • Оттого, что Господне слово
  • Лучше хлеба питает нас.
  • И залитые кровью недели
  • Ослепительны и легки.
  • Надо мною рвутся шрапнели,
  • Птиц быстрей взлетают клинки.
  • Я кричу, и мой голос дикий.
  • Это медь ударяет в медь.
  • Я, носитель мысли великой,
  • Не могу, не могу умереть.
  • Словно молоты громовые
  • Или волны гневных морей,
  • Золотое сердце России
  • Мерно бьется в груди моей.
  • И так сладко рядить Победу,
  • Словно девушку, в жемчуга,
  • Проходя по дымному следу
  • Отступающего врага.

1914.