ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Грянул семнадцатый год». Демьян Бедный

Самым ярким агитационным, газетным поэтом революции и Гражданской войны был Демьян Бедный, создавший революционную героику, в которой воинами были рабочие. Его «Главная улица» — это «хроники русской революции» с точным описанием роли рабочего класса

«Грянул семнадцатый год». Демьян Бедный / godliteratury.ru| Wikipedia
«Грянул семнадцатый год». Демьян Бедный / godliteratury.ru| Wikipedia
Вспоминаем стихи, посвященные защитникам Отечества разных лет и эпох, рассказываем об их авторах и о событиях, которые породили эти поэтические отклики. Цикл, посвященный Году защитника Отечества, ведет Арсений Замостьянов.

Самым ярким агитационным, газетным поэтом революции и Гражданской войны был Демьян Бедный. Второго такого мастера не было ни в рядах большевиков, ни среди белых. Он в наше время осмеян, его почти не читают. А напрасно. Он хлесток, остроумен, у Бедного есть свой стиль. К тому же его стихи – это историческое свидетельство, в этом смысле их ничем не заменить. Он создал революционную героику, в которой воинами были рабочие – и его строки подхватили многие.

Борис Кустодиев. "Большевик", 1920 год

В дни, когда большевики брали власть, Демьян постоянно бывал в Смольном, наблюдал и писал. Выполнял поручения. Он первым стал создавать героику революции и Гражданской войны, которая захватила многих читателей. В том числе – самых простодушных.

Демьян Бедный, 1923 г.

7 ноября 1922 года, к пятилетию революции, в «Правде» появилась его поэма «Главная улица». Он потихоньку писал ее с 1917 года. В то время многие писали о революции в авангардистском ключе. Считали, что о новом говорить следует только по-новому. Демьян считал иначе:

  • Прост мой язык, и мысли тоже:
  • В них нет заумной новизны, —
  • Как чистый ключ в кремнистом ложе,
  • Они прозрачны и ясны.

Вот и в «Главной улице» все просто и ясно. При этом – искусно сплетено.

Это одно из лучших его произведений. Демьян часто писал торопливо, здесь – чувствуется, что выверял каждую строку. От некоторых не отказался бы сам Маяковский, который относился к Бедному не без высокомерия и ревности. Захватывает и ритм «Главной улицы», и эпическое, в фольклорном духе, построение композиции. Бедный делал ставку на эту небольшую поэму, и успех пришел. В те годы тысячи человек знали эти стихи наизусть, видели в них дух Октября.

Бедный, Д. Собрание сочинений в одном томе. 1909-1922

Общий тираж его книг в 1920-е превышал 2 миллиона экземпляров. Это в несколько раз больше, чем у Маяковского. Он был по-настоящему народным. И имя Демьяна, и его строки знал в Советском Союзе каждый. А «Главную улицу» изучали в школах. Ведь это настоящее краткое описание «хроники русской революции» с точным описанием роли рабочего класса. Любопытно, что он в этой поэме почти ничего не сказал о партии. Революция представляется как результат уличных боев:

Обложка книги. 1966, "Художественная литература"
  • Гневно взметнув свои тысячи жилистых,
  • Черных, корявых, мозолистых рук,
  • Тысячелетиями связанный, скованный,
  • Бурным порывом прорвав заколдованный
  • Каторжный круг,
  • Из закоптелых фабричных окраин
  • Вышел на Улицу Новый Хозяин,
  • Вышел — и все изменилося вдруг:
  • Дрогнула, замерла Улица Главная,
  • В смутно-тревожное впав забытье, —
  • Воля стальная, рабоче-державная,
  • Властной угрозой сковала ее:
  • — Это — мое!!
  • Ну, а впереди – «всемирный редут».

У этих строк есть характер – боевой. Неслучайно в годы другой войны, Великой Отечественной, Демьян стал публиковаться под новым псевдонимом – не Бедный, а Боевой.

2.Демьян Бедный. Фотография. 1921-1945. РГАЛИ. Ф. 377. Оп. 1.

Демьян Бедный "Главная улица"

  • Трум-ту-ту-тум!
  • Трум-ту-ту-тум!
  • Движутся, движутся, движутся, движутся,
  • В цепи железными звеньями нижутся,
  • Поступью гулкою грозно идут,
  • Грозно идут,
  • Идут,
  • Идут
  • На последний, на главный редут.
  • Главная Улица в панике бешеной:
  • Бледный, трясущийся, словно помешанный,
  • Страхом смертельным внезапно ужаленный.
  • Мечется — клубный делец накрахмаленный,
  • Плут-ростовщик и банкир продувной,
  • Мануфактурщик и модный портной,
  • Туз-меховщик, ювелир патентованный, —
  • Мечется каждый, тревожно-взволнованный
  • Гулом и криками, издали слышными,
  • У помещений с витринами пышными,
  • Средь облигаций меняльной конторы, —
  • Русский и немец, француз и еврей,
  • Пробуют петли, сигналы, запоры:
  • — Эй, опускайте железные шторы!
  • — Скорей!
  • — Скорей!
  • — Скорей!
  • — Скорей!
  • — Вот их проучат, проклятых зверей,
  • Чтоб бунтовать зареклися навеки! —
  • С грохотом падают тяжкие веки
  • Окон зеркальных, дубовых дверей.
  • — Скорей!
  • — Скорей!
  • — Что же вы топчетесь, будто калеки?
  • Или измена таится и тут!
  • Духом одним с этой сволочью дышите?
  • — Слышите?..
  • — Слышите?..
  • — Слышите?..
  • — Слышите?..
  • Вот они… Видите? Вот они, тут!..
  • — Идут!
  • — Идут!

  • С силами, зревшими в нем, необъятными,
  • С волей единой и сердцем одним,
  • С общею болью, с кровавыми пятнами
  • Алых знамен, полыхавших над ним,
  • Из закоулков,
  • Из переулков,
  • Темных, размытых, разрытых, извилистых,
  • Гневно взметнув свои тысячи жилистых,
  • Черных, корявых, мозолистых рук,
  • Тысячелетьями связанный, скованный,
  • Бурным порывом прорвав заколдованный
  • Каторжный круг,
  • Из закоптелых фабричных окраин
  • Вышел на Улицу Новый Хозяин,
  • Вышел — и все изменилося вдруг:
  • Дрогнула, замерла Улица Главная,
  • В смутно-тревожное впав забытье, —
  • Воля стальная, рабоче-державная,
  • Властной угрозой сковала ее:
  • — Это — мое!!
  • Улица эта, дворцы и каналы,
  • Банки, пассажи, витрины, подвалы,
  • Золото, ткани, и снедь, и питье —
  • Это — мое!!
  • Библиотеки, театры, музеи,
  • Скверы, бульвары, сады и аллеи,
  • Мрамор и бронзовых статуй литье —
  • Это — мое!!
  • Воем ответила Улица Главная.
  • Стал богатырь. Загражден ему путь.
  • Хищных стервятников стая бесславная
  • Когти вонзила в рабочую грудь.
  • Вмиг ощетинясь штыками и пиками,
  • Главная Улица — страх позабыт! —
  • Вся огласилася воплями дикими,
  • Гиком и руганью, стонами, криками,
  • Фырканьем конским и дробью копыт.
  • Прыснули злобные пьяные шайки
  • Из полицейских, жандармских засад:
  • — Рысью… в атаку!
  • — Бери их в нагайки!
  • — Бей их прикладом!
  • — Гони их назад!
  • — Шашкою, шашкой, которые с флагами,
  • Чтобы вперед не сбирались ватагами,
  • Знали б, ха-ха, свой станок и верстак,
  • Так их!
  • Так!!
  • — В мире подобного нет безобразия!
  • — Темная масса!..
  • — Татарщина!..
  • — Азия!..
  • — Хамы!..
  • — Мерзавцы!..
  • — Скоты!..
  • — Подлецы!..
  • — Вышла на Главную рожа суконная!
  • — Всыпала им жандармерия конная!
  • — Славно работали тоже донцы!
  • — Видели лозунги?
  • — Да, ядовитые!
  • — Чернь отступала, заметьте, грозя.
  • — Правда ль, что есть средь рабочих убитые?
  • — Жертвы… Без жертв, моя прелесть, нельзя!..
  • — Впрок ли пойдут им уроки печальные?
  • — Что же, дорвутся до горшей беды!

  • Вновь засверкали витрины зеркальные.
  • Всюду кровавые смыты следы.
  • Улица злого полна ликования,
  • Залита светом вечерних огней.
  • Чистая публика всякого звания
  • Шаркает, чавкает снова на ней,
  • Чавкает с пошло-тупою беспечностью,
  • Меряя срок своих чавканий вечностью,
  • Веруя твердо, что с рабской судьбой
  • Стерпится, свыкнется «хам огорошенный»,
  • Что не вернется разбитый, отброшенный,
  • Глухо рокочущий где-то прибой!
  • Снова…
  • Снова.
  • Бьет роковая волна…
  • Гнется гнилая основа…
  • Падает грузно стена.
  • — На!..
  • — На!..
  • — Раз-два,
  • Сильно!..
  • — Раз-два,
  • Дружно!..
  • — Раз-два,
  • В ход!!
  • Грянул семнадцатый год.
  • — Кто там?
  • Кто там
  • Хнычет испуганно:
  • «Стой!»
  • — Кто по лихим живоглотам
  • Выстрел дает холостой?
  • — Кто там виляет умильно?
  • К черту господских пролаз!
  • — Раз-два,
  • Сильно!..
  • — Е-ще
  • Раз!..
  • — Нам подхалимов не нужно!
  • Власть — весь рабочий народ!
  • — Раз-два,
  • Дружно!..
  • — Раз-два,
  • В ход!!
  • — Кто нас отсюдова тронет?
  • Силы не сыщется той!
  • . . . . . . . . . . . . .
  • Главная Улица стонет
  • Под пролетарской пятой!!

  • Эпилог

  • Петли, узлы — колеи исторической…
  • Пробил — второй или первый? — звонок.
  • Грозные годы борьбы титанической —
  • Вот наш победный лавровый венок!

  • Братья, не верьте баюканью льстивому:
  • «Вы победители! Падаем ниц».
  • Хныканью также не верьте трусливому:
  • «Нашим скитаньям не видно границ!»

  • Пусть нашу Улицу числят задворками
  • Рядом с Проспектом врага — Мировым.
  • Разве не держится он лишь подпорками
  • И обольщеньем, уже не живым?!

  • Мы, наступая на нашу, на Главную,
  • Разве потом не катилися вспять?
  • Но, отступая пред силой неравною,
  • Мы наступали. Опять и опять.

  • Красного фронта всемирная линия
  • Пусть перерывиста, пусть не ровна.
  • Мы ль разразимся словами уныния?
  • Разве не крепнет, не крепнет она?

  • Стойте ж на страже добытого муками,
  • Зорко следите за стрелкой часов.
  • Даль сотрясается бодрыми звуками,
  • Громом живых боевых голосов!

  • Братья, всмотритесь в огни отдаленные,
  • Вслушайтесь в дальний рокочущий шум:
  • Это резервы идут закаленные.
  • Трум-ту-ту-тум!
  • Трум-ту-ту-тум!

  • Движутся, движутся, движутся, движутся,
  • В цепи железными звеньями нижутся,
  • Поступью гулкою грозно идут,
  • Грозно идут,
  • Идут,
  • Идут
  • На последний всемирный редут!..
  • 1917–1922