ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исполняется 125 лет ангелу русской сцены Марии Бабановой

"Не одни лишь красота и талант заставляли зрителей десятки раз приходить на один и тот же спектакль с Бабановой. Они искали и находили в ней непокорность сильной и светлой души"

Мария Бабанова,  1920-е
Мария Бабанова, 1920-е

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

  • Таня. Снег идет. Ты любишь, когда идет снег?
  • Герман. Да.
  • Таня. Очень любишь?
  • Герман. Очень.
  • Таня. И я очень. Пусть идет.
  • Герман. Пусть.
  • А. Арбузов. Пьеса «Таня». 1936 год
Мария Бабанова в роли Тани из пьесы Алексея Арбузова «Таня». Фото: mos.ru

Мария Бабанова... Ты слышишь, сколько в этом имени предновогодней звонкости?.. Нет, не слышишь?.. Как жаль...

Вспомни: первый класс, горло в ангине, дома никого, только ты и радио. В коробочке радио живут Дюймовочка и девочка Суок, Фея и Оле-Лукойе, Хозяйка Медной горы и Бекки, подружка Тома Сойера… Все они говорили с тобой голосом Марии Бабановой. А еще – ну вспомни! – она была Маленьким принцем в радиокоролевстве нашего детства.

А твоя бабушка непременно бы вспомнила смешливую девушку в белой шапочке с лыжами в руках, первая картина из арбузовской «Тани». Бабушка счастливая! – она видела Бабанову на сцене.

«Таня. (Снимает шубку.) …А какой снег! Я, как в детстве, задрала голову и глотала его, как мороженое… И варежки мокрые, хоть выжимай!»

Про мороженое – это сама Бабанова на первой же репетиции придумала. У Арбузова поначалу было: «…и глотала его, как манну небесную…» Таня не могла так высокопарно сказать. И Арбузов тут же согласился, поправил. И потом тысячу раз (именно столько раз был сыгран спектакль «Таня» с Марией Бабановой в главной роли) летело со сцены в зал детское слово «мороженое». И все, кто сидел в зале, невольно улыбались – непонятно чему и непонятно от чего. А после спектакля больше всего хотелось еще раз услышать, как Таня говорит про мороженое, про варежки, про пятнадцатое ноября…

15 ноября 1933 года Таня познакомилась с Германом, а действие пьесы начинается через год в канун этого дня.

«Таня бросается ему на шею, он берет ее на руки и кружит по комнате. Она целует его глаза, лоб, виски. Оба хохочут.

Т а н я. Вот тебе, вот тебе, в такой день и опоздал. (Тихо.) Ведь завтра, ты помнишь…

Г е р м а н: Да… пятнадцатое ноября…»

Ноябрь был особенным и для самой Марии Бабановой. В ноябре она родилась. Правда, по старому стилю был еще конец октября.

Росла в Замоскворечье. Девчачьи занятия, всякие рукоделья да вышивки – терпеть не могла.

Во дворе Муся командовала мальчишками и придумывала такие игры, что пацаны забывали о том, что ими верховодит девчонка. Гоняла в футбол. Однажды в Коммерческом училище, куда она поступила, надо было выучить стихи к школьному вечеру. Ей не хотелось читать что-то уже известное, и пятнадцатилетняя Муся пошла искать Есенина, который тогда был в Москве. Нашла его в гостинице на Балчуге. Поэт принял девушку, изумившись красоте ее золотистых кос. Он исполнил ее просьбу: тут же, с ходу, написал стихи. На другой день храбрая девушка продекламировала эти стихи в училище, а драгоценный листок потеряла.

Мария Бабанова. Конец 1920-х

Свои золотистые (почти до пят!) косы Муся не стригла до тех пор, пока не поступила в студию Комиссаржевского, где ей, непоседе, было интересно: там учили танцам, фехтованию и акробатике. Ритмике учил князь Сергей Волконский.

Ее университетами стал Театр Революции. Мейерхольд дал Марии Бабановой имя и славу, но он же выставил ее за двери театра по настоянию ревнивой жены. Когда Мейерхольда арестовали, от Бабановой потребовали подпись под письмом, в котором деятели культуры гневно клеймили «врага народа». «Я считаю Мейерхольда великим режиссером, а себя – его ученицей», – ответила Мария.

Нет, не одни лишь красота и талант заставляли зрителей десятки раз приходить на один и тот же спектакль с Бабановой. Они искали и находили в ней непокорность сильной и светлой души. В обстановке, когда за одну ночь ломались комбриги и маршалы, и люди, приближаясь вечером к своему дому, боялись собственной тени – эта маленькая золотоволосая женщина бесстрашно сияла.

В Ташкенте, в эвакуации, люди шли в театр увидеть Бабанову, выплакаться Тане. «Ничего не надо, никаких новых пьес, – умоляли они режиссеров, пусть у вас в репертуаре будет одна «Таня», одна она…»

После войны ее актерская жизнь с каждым годом становилась всё труднее. Она любила в своих героинях юность, порывистость, любовь. Ни зритель, ни она сама не предполагали, что и ее когда-нибудь коснется слово «старость». В сорок семь Бабанова еще играла Джульетту, а в пятьдесят пять выходила на сцену двадцатилетней арбузовской Таней.

Артур Фонвизин. Портрет Бабановой в роли Дианы. Акварель. 1930-е

Но вот и ей настойчиво стали предлагать «возрастных» героинь, которых она не могла полюбить, как никогда не полюбила кино и телевидение с их беспощадно крупными планами. Спокойно и уверенно она себя чувствовала лишь перед микрофоном. Спасибо радио – оно сохранило нам голос Бабановой. А голос вернее всего помогает нам представить ее пленительный облик.

  • Когда над миром в сотый раз
  • Взойдет небесная Диана,
  • Из далей невского тумана,
  • Поверьте, я увижу Вас.
  • И для меня в священный час
  • Возникнут – трепет темной залы,
  • И этот голос небывалый,
  • И сумрак небывалых глаз.

Эти стихи любимой актрисе послал 20 апреля 1938 года поэт и переводчик Михаил Лозинский.

Мария Бабанова в роли Ларисы в спектакле «Бесприданница». Театр Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). 1941

Кроме множества стихотворений, ей посвященных, остались письма от зрителей и слушателей. Увы, ее ответных писем сохранилось буквально несколько. А ведь она отвечала на каждое непустое письмо. А с теми, кто обращался к ней за поддержкой, она переписывалась, годами не оставляя своей поддержкой.

Почту Мария Ивановна складывала в большой старый чемодан. Не все письма, а лишь особенные, написанные из окопов и госпиталей, из лагерей и тюрем.

Когда чемодан наполнился, Бабанова подняла его на чердак своей ветхой дачи.

Сейчас эти письма помогают нам хотя бы отчасти почувствовать, кем была Мария Бабанова для своих современников. Прежде всего – голосом не от мира сего. Она могла играть самую земную женщину, но голос ее, независимо от произносимого текста, говорил о небесном. Один сосланный митрополит назвал голос Бабановой «лучиком оттуда».

Бабанова в роли графини Дианы де Бельфлер в спектакле «Собака на сене»

Вот и сейчас, если мы – чудом, вдруг, нежданно! – услышим голос Бабановой, то нас охватят те же чувства, с какими выходили из театра люди в 1939-м. А выходили они в ночь озаренные. Несли в себе счастье. Оно пело в них голосом Марии Бабановой.

За порогом театра, быть может, кого-то из них ждал черный воронок, тюрьмы и лагеря, кого-то вскоре – блокада, а кого-то – смерть на дне окопа. Но до конца, до последнего вздоха в них пел голос невозможной нежности:

  • Вот моё сердце открыто…
  • Если хочешь – разбей…
  • Вот моё сердце открыто…
  • Если хочешь – разбей его…
  • Но в этом сердце ты убьёшь себя...

Нет, есть на свете особенные тайны – мерцающие. Они захватывают и волнуют людей, а потом уходят поколения, и кажется, что уходят вместе со всеми своими тайнами.

Народная артистка СССР Мария Бабанова (1900-1983) 1957 год/ Фото: Александр Гладштейн/ РИА

Но в особенно кромешные моменты бытия вдруг пробивается луч оттуда – вопреки логике и трезвому рассудку. Так он пробился в середине 1930-х.

Так он пробивается сейчас, когда в настоящем так мало настоящего, а прошлое меняется местом с будущим. Тайны начинают мерцать.

Пусть все вокруг лязгает и скрежещет, но ничто не может помешать душе увидеть луч оттуда и услышать звук невозможной нежности.

СТРОКИ, ПРОДИКТОВАННЫЕ ЛЮБОВЬЮ

Из писем зрителей Марии Бабановой

«…Волею судьбы я заброшен на Север. Однажды мы проходили мимо нашего клуба, вблизи которого на столбах висят репродукторы… И вот вдруг диктор объявляет сказку «Соловей» Андерсена в исполнении Вашем. Мы остановились как вкопанные и, взявшись за руки, так и простояли на улице всю передачу, стараясь сквозь завывания метели не проронить ни одного звука, ни одной интонации…»

«Такая трогательная, нежная, любящая, женственная — Вы напоминали и всегда напоминаете мне тургеневских девушек, необыкновенно светлых и чистых…»

«Больше всего я люблю Вас в «Тане». Это — незабываемо! Каждый раз, когда я слышу Ваш голос и слушаю Вашу песенку, которую поет Таня, я не могу быть спокойным…»

Мария Ивановна Бабанова, народная артистка СССР, в Театре Революции – Театре Драмы – Театре Маяковского работала с 1922 по 1983 г. Фото: mayakovsky.ru

«Когда на сцене я вижу Вас и когда Ваш творческий образ начинает меня захватывать всего, сначала где-то у сердца, а потом постепенно и широко разливается во всем моем существе — я становлюсь как бы над жизнью. Уходите Вы со сцены, и там становится сразу так пусто, неуютно и все ни к чему… Я хотел бы благодарить Вас совсем по-особенному, без слов, без жестов; благодарить невысказываемым чувством благодарности за то счастье и то сияние, что мы, зрители, ощущаем от Вашей жизни на сцене, ибо Вы живете, а не играете…»

«…Как все тут осточертело — можете себе представить. Но вот каких-нибудь полчаса назад надел — скуки ради — наушники и вдруг слышу Ваш бессмертный голос — песню Тани. И всколыхнулось в сердце все самое ясное и настоящее, что было в жизни… С годами — все с большей нежностью и душевной озабоченностью думаешь о тех — увы, уже немногих людях, которые оставили такой добрый и верный след в твоей жизни. Независимо от того, видаешься с ними или нет! Все равно, они в душе твоей и памяти… Я пишу эти бессвязные строки, и в ушах все время звенит Ваш голос…»

Мария Ивановна Бабанова

«Вам пишет… архиерей. Не правда ли, все-таки довольно неожиданный корреспондент? Правда, я — архиерей… Улыбнитесь этой шутке жизни и не откажите мне в дальнейшем внимании… Дело в том, что и у многих из нас (о, конечно, далеко не у всех!) под митрами есть не только голова, но и содержание ее и еще глаза, уши, есть сердце (не в голове, конечно, а чуточку пониже и влево), есть отрицаемая нашим временем душа, есть тяготение к прекрасному, есть любовь к искусству...

В силу особых условий своей жизни (лишенчество, отсутствие заработка) я не так часто посещаю театр, как хотел бы. Но когда мне удается купить билет в Театр Революции, у меня праздник, и центральная фигура праздника — артистка М. И. Бабанова.

Смотря на Вашу исключительно художественную работу, я бываю счастлив, вопреки своему положению, лишающему меня права на какое бы то ни было счастье… К Вашей работе больше, чем к чьей-либо, оскорбительно не подходит затасканное слово «игра» (ах, как она играет!), оставшееся из тех времен, когда на сцене фиглярничали и манерничали «любители» из «общества»… Мне не всегда бывает весело от Вашей работы. Часто бывает больно. Но в этой боли — очищающее, воспитывающее, заставляющее трепетать — счастье.

Вы должны быть хорошим человеком и неизменно светлой душой. Этой «светлости» не должны мешать те надломы, которые несомненно есть у Вас и без которых Вы, может быть, не смогли бы так художественно изобразить Ваших персонажей. Это ничего. Эти надломы и трещины в Вашей душе (простите за это сомнительное, но привычное слово) помогают более легкому прониканию (а может быть, проникновению?) в глубины ее тех восприятий, без которых немыслима работа великих художников.

Я никогда не буду иметь радости слышать Ваш голос иначе, как со сцены, но это не помешает мне каждый раз низко поклониться Вам и мысленно послать Вам слова глубокой благодарности.

А теперь просьба (человек редко бывает бескорыстен)… Каждому хочется лучика счастья, хоть маленького, но постоянного. У меня он был бы, если бы Вы были бесконечно добры указать на прилагаемой открытке адрес фотографии, где я мог бы приобрести Вашу карточку. Желание понятное. У Вас, конечно, есть фотографии великих писателей, артистов, художников, ученых. Вот и мне хочется иметь Вашу карточку. У меня есть только вырезка из журнала, где изображены Вы, но я не знаю даже — похожи ли Вы на этой бумажке.

Не откажите.

Не может быть, чтобы природа, украсив Вас таким большим, глубоким и нежным талантом, отказала бы Вам в отзывчивости…

Простите…»

ГОЛОС СЕРДЦА

Песня Тани из спектакля «Таня».

Слова Алексея Арбузова, музыка Ильи Мееровича

  • Как тонка и нежна любовь людская,
  • И прозрачна как хрусталь.
  • Чуть заденешь её ты, играя, –
  • Разобьёшь, а это жаль.

  • Так уж всегда бывает,
  • Чем любовь твоя нежней,
  • Так уж всегда бывает,
  • Чем нежнее, тем скорее
  • Она разбиться может навсегда.

  • Образ твой в своём сердце лелею,
  • Но уста мои молчат.
  • Посмотри на меня горячее,
  • Скажет всё тебе мой взгляд.

  • Вот моё сердце открыто,
  • Если хочешь – разбей.
  • Вот моё сердце открыто,
  • Если хочешь – разбей его,
  • Но в этом сердце ты убьёшь себя.

  • Сердце бьётся птичкой в плену,
  • Лишь на тебя разок я взгляну.
  • Не могу я жить без тебя,
  • Не могу утратить тебя…
  • 1938, 1947