ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как Сперанский помог Пушкину собрать материалы для «Капитанской дочки»

Павел Крашенинников представил книгу с новыми сенсационными данными о графе Сперанском

Павел Крашенинников рассказал, что в работе над законами использовал методички Сперанского / Александр Корольков/ РГ
Павел Крашенинников рассказал, что в работе над законами использовал методички Сперанского / Александр Корольков/ РГ

Текст: Владислав Куликов/РГ

Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников представил новое издание книги "Семь жизней графа Михаила Сперанского". Важно, что это не повторение прежней книги: в новом издании раскрываются ранее неизвестные факты. Например о том, как граф Сперанский помог Александру Пушкину собирать материалы для "Истории Пугачевского бунта". Не открой Михаил Михайлович архивы солнцу русской поэзии, не было бы и "Капитанской дочки". Информация о Пугачеве в те времена была засекречена.

Презентация прошла на родине Михаила Сперанского: в селе Черкутино Владимирской области. Скажем прямо: о Михаиле Сперанском сегодня знают только специалисты. Это неправильно. По сути, Павел Крашенинников возвращает нам память. Историческую память. Открывает нам глаза на историю и на личностей, создававших нашу историю.

Фото: Александр Корольков/РГ

Все слышали о Царскосельском лицее. Александр Пушкин, сонный Дельвиг, "старик Державин нас заметил" и прочее. А кто создал Царскосельский лицей? Именно Сперанский. Он подготовил проект указа императора о создании лицея и разработал программу обучения.

Как рассказал в ходе презентации Павел Крашенинников, после выхода в свет первого издания книги к нему поступило множество обращений. В том числе люди сообщали новую информацию. Так что, выражаясь юридическим языком, можно сказать, что новая книга была написана по вновь открывшимся обстоятельствам.

"Были найдены документы, которые позволяют по-новому взглянуть на причины опалы Сперанского и его отношения с домом Романовых. Это не просто биография - это рассказ о человеке, который прожил семь разных жизней, оставаясь верным закону. Этим вехам посвящены семь глав книги", - пояснил Павел Крашенинников.

Напомним, что Сперанский помогал в подготовке реформ Александра I в начале века. А потом попал в опалу.

Павлу Крашенинникову удалось найти архивные материалы, проливающие свет на драматические обстоятельства ссылки Сперанского. В частности, подробно описана роль доноса графа Ростопчина в решении Александра I. Полностью опубликован и сам донос.

Впоследствии император Николай I официально извинился перед семьей реформатора за "необоснованное преследование".

Вернувшись на государственную службу, Михаил Сперанский заложил основы отечественной юридической науки, стал автором первого свода законов Российской империи. Павел Крашенинников рассказал, что методики Сперанского использовались в том числе при подготовке недавнего закона, реформировавшего систему местного самоуправления.

"Книги Павла Владимировича - это история права через истории людей, - отметил председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин. - Кроме того, они написаны великолепным литературным языком. Сперанский не заканчивал юридических вузов, но стал блестящим юристом. Этот дар человека, который умел гениально мыслить, на лету схватывать новое, анализировать и систематизировать, был замечен на самом высоком уровне. Он выдержал все сложности, прощал предательства, не сломался и не озлобился, до конца остался человеком".

Фото: Александр Корольков/РГ

Губернатор Владимирской области Александр Авдеев отметил, что Михаил Сперанский - выдающаяся личность, значение которой ощутимо и сегодня.

"Человек со стальным стержнем, не прогнувшийся под ударами судьбы, заговорами врагов и предательствами друзей. Времена, когда служил Сперанский, невероятно похожи на сегодняшние. Иногда ответы на самые злободневные вопросы можно найти в нашей истории", - сказал Александр Авдеев.

От редакции. Надо признать, что гениальному бюрократу и реформатору Михаилу Сперанскому досталось не только от графа Растопчина, но и от графа Толстого. Выведшего его в "Войне и мире" в довольно окарикатуренном виде:

Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё-таки выразить всего того, чтó думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, чтó я думаю и всё то, во чтó я верю?