САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Государственный литературный архив открывается для школьников

Школы могут заказывать экскурсии в архив

Школьники в РГАЛИ
Школьники в РГАЛИ

Текст и фото: Ольга Барабаш/РГ

Ну, покажите! Может, мы к вам больше никогда не попадём, — просят подростки хранителя Гослитархива (РГАЛИ) Татьяну Лазаревну Гриник. Она успевает показать еще одну рукопись с отметкой «ОЦ — особо ценная» и прощается — за массивной железной дверью хранилища ждут своей очереди еще полсотни счастливчиков.

Старшеклассникам и их педагогам из школ Москвы и Подмосковья выпала редкая возможность - участвовать в акции «Открытое хранение», которую придумал Российский государственный архив литературы и искусства.

Организаторы хотят заразить подростков свой любовью к рукописям. А посмотреть есть на что. Богатство РГАЛИ — это


полтора миллиона единиц хранения, то есть тонких папок, в каждой из них хранится до 20–40 писем, автографов, рукописей. Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Блок, Ахматова, Цветаева...


Закрытый и тщательно охраняемый федеральный архив этой акцией начинает постоянную работу со школьниками.

 Татьяна Михайловна Горяева

— Я как преподаватель хорошо знаю воздействие подлинных рукописей на любого человека. К нам приходят драматурги, актеры, сценаристы, чтобы подпитаться этой энергией, — говорит директор архива, доктор исторических наук, профессор Татьяна Михайловна Горяева. — Я уж не говорю про исследователей, которые у нас тут днюют и ночуют. Мы хотим, чтобы дети получили заряд очарования — почерка, бумаги, чернил — подлинной писательской рукописи.

Сменяя друг друга, группы подростков вместе с преподавателями входят в прохладный зал хранилища. Металлические стеллажи заставлены картонными коробками с рукописями. «Смотри, Чехов Антон Палыч», — читает кто-то надпись на коробке и зовет друзей. «О, Цветаева!» — раздается с другой стороны.

школьшики в РГАЛИ

— Выходите из проходов, я вас очень прошу, я вас не вижу! — сотрудница архива не разрешает посетителям ходить между полок. Все собираются в узком пространстве между стеллажами и только шепотом читают великие имена на коробках. Под бдительными взорами сотрудниц хранилища проникать между полок больше никому не решается.

Татьяна Лазаревна рассказывает, как собирались архивные фонды в 30-е годы еще в Гослитмузее, о том, как не жалело молодое советское государство денег на закупку частных архивов. В архиве строгая система выдачи материалов в читальном зале — все только под роспись и при скрупулезной проверке, несмотря на видеокамеры повсюду, потому что «разные случаи бывают».

— А может человек со стороны прийти и попросить посмотреть рукописи? - интересуется кто-то из группы.

— Нет! Вы представляете, что это будет! В Москве 15 миллионов живет. Если все будут приходить, вообразите, что будет, — Татьяна Лазаревна абсолютно не допускает такого варианта.

Подростки поняли, что другого шанса может и не представиться, и с нетерпением ждут показа рукописей. Наконец, доходит дело и до них. Татьяна Лазаревна быстро подходит к одной из полок и достает невзрачную папочку.

Смотрите: «Имя твое — птица в руке...» — у нее в руках блокнотик 1916 года, принадлежавший Марине Цветаевой.

— Дети, идите, идите поближе, — педагоги пропускают вперед себя учеников. Все плотно обступают Татьяну Лазаревну, а она строго следит, чтобы никто не дотрагивался до экспоната. Но ее гостям достаточно только смотреть.

— Страничек часть вырвана, — завороженно говорит одна из девушек.

— Ну, так у нее было, — объясняет Татьяна Лазаревна. С быстротой фокусника она убирает Цветаеву и показывает следующий экспонат — альбом Ахматовой в обложке из натурального шелка. Подростков не интересует замечательно сохранившийся шелк — «посмотрите, как новый», — они впиваются глазами в почерк Анны Андреевны.

— Видите, надпись: «не выдавать, есть цифровая копия», — Татьяна Лазаревна показывает отметку на ахматовской папке и успевает показать еще одну единицу хранения — альбом знатной дамы с автографами и рисунками Тютчева. Но экскурсовода торопят — на подходе следующая группа.

школьшики в РГАЛИ

Татьяна Лазаревна с сожалением прощается: «Хочется еще так много показать, неизвестно, когда вы еще придете», и ее гостей уже ведут по лестнице выше — туда, где хранятся печатные издания. Здесь собраны книги из личных библиотек великих людей, многие — с автографами авторов.

— У нас тут Симонов, Вересаев, Грин, — перечисляет сотрудница и добавляет: — Шаламов. Ну, если это имя вам что-нибудь говорит...

— Конечно, говорит! — обижается за своих учеников педагог. — Вы что, не знаете, какие это дети.

Архивист не спорит. Конечно, она знает. Директор настаивала на «более демократичном подходе, чтобы охватить соседние школы». Но по настоянию остальных сотрудников


на «пилотную» акцию пригласили учеников гуманитарных классов нескольких традиционно сильных школ Москвы и Подмосковья.


Сами счастливчики сомневаются, что такое мероприятие заинтересует их сверстников-негуманитариев.

— Они посмотрят: ну Чехов и Чехов, их это не тронет, как нас, — считает десятиклассница 171-й школы Ольга Баско.

— Да, есть те, кто в биологию или в математику ушел с головой, но и читать они любят, и рукопись какого-то определенного автора их зацепит, — не соглашается ее одноклассница.

— У меня любимчик — это Чехов. Когда я сегодня взяла его книжку в руки, у меня все перевернулось внутри, — делится впечатлениями Анна Гавришева из 171-ой. Ее группе сегодня в хранилище позволили полистать книгу пьес Чехова, которую он надписал и подарил своей подруге.

— Да, в руках подержать — это как увидеть любимую группу вживую! — поддерживает одноклассницу Ольга Баско. — Для меня открылся новый мир возможностей, я бы каждый день сюда ходила.

Кто может приходить сюда каждый день, школьникам рассказала директор архива. Это специалисты по архивной эвристике, то есть поиску информации, исследователи первоначальных вариантов литературного текста и писатели-биографы.

Школьникам повезло встретиться и с живым классиком. Литературовед, писатель


Мариэтта Омаровна Чудакова рассказала им о важности постоянного постижения русского языка. Она посоветовала молодым людям каждый день уточнять значение 3–4 новых слов, чтобы не путать невежу и невежду, радушный и добродушный, ревнивый и ревностный.


— А зачем? — спрашивают школьники. - Мы же не будем использовать эти слова каждый день.

— Между прочим, при приеме на работу оценивают знание родной речи! — напомнила старшеклассникам Чудакова. — Имейте в виду, у меня работа уже есть, а у вас?

Мариэтта Чудакова

Чтобы подростки ощутили силу своих знаний, сотрудники архива провели «Литературную дуэль». Старшеклассники соревновались в знании классических произведений и разбирались с почерками поэтов. Полученные в награду шоколадки стали хорошим подкреплением после трехчасового мероприятия.

школьшики в РГАЛИ

Дуэль проходила в читальном зале, где сдвинули столы, убрали настольные лампы, унесли компьютеры и расставили рядами стулья. Но в будущем принимать гостей станет проще.

— Во втором корпусе кроме хранения фондов мы надеемся скоро оборудовать выставочный зал, — говорит директор.


Но школы уже сейчас могут заказывать экскурсии в архив. Если будет интерес, они станут регулярными.


— Берите конфеты на дорожку. Было приятно с вами познакомиться! — провожали гостей сотрудники архива. Им пришлось выйти на работу в свой законный выходной, но явно не зря — теперь лучше видны перспективы их «пилотного» проекта.

— Может, кто-то придет сюда работать, — загадывают на будущее архивисты.