Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
genitba

Как спеть роман?

«Женитьба» Гречанинова и еще пять опер на тексты русской классической литературы

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: Музыкальный театр Н.И. Сац

22 марта в Московском музыкальном театре им. Н.И. Сац состоялась премьера оркестровой версии оперы композитора Александра Тихоновича Гречанинова (1864–1956) «Женитьба», либретто которой довольно близко следует одноименной пьесе Гоголя. Эта опера, написанная Гречаниновым в эмиграции, в Нью-Йорке, в 1946 году (то есть когда композитору было за восемьдесят) уже ставилась в театре Сац в 2009 году, в честь двухсотлетия Гоголя, но в сопровождении рояля, потому что полная партитура оперы, ставившейся лишь дважды, в 1948-м в Беркшире и в 1950-м в Париже, не сохранилась. Но музыкальный руководитель постановки и ее дирижер, Леопольд Гершкович, реконструировал партитуру для «малого состава» симфонического оркестра — и представил новую редакцию в день собственного восьмидесятилетия.

Александр Гречанинов был известен как композитор-традиционалист (что особенно выделяло его на фоне младших современников — Скрябина, Прокофьева, Стравинского), много писавший для хоров, в том числе духовной музыки. Опера «Женитьба» тоже чрезвычайно «выигрышна» для певцов. Но не в том смысле, что дает им возможность щегольнуть руладами бельканто, как в итальянской опере, а в том, что позволяет в полном блеске раскрыть драматические характеры гротескных гоголевских персонажей — рассудительного чиновника Яичницы, недалекого морячка Жевакина, смущенной Агафьи Тихоновны и, конечно, напористого «свата» Кочкарева и нерешительного жениха Подколесина.

Можно сказать, что Гречанинов не создает новое произведение, воспользовавшись сюжетом Гоголя, а делает пьесу более наглядной, а ее сюжет — более зримым. Этот же принцип отражен в сценографии и костюмах, добротно воссоздающих эпоху написания пьесы Гоголя, 1830-е годы.

Продолжительность камерной оперы, идущей в малом зале — полтора часа, без антракта.

ПЯТЬ ОПЕР АКАДЕМИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XX–XXI ВЕКОВ НА ТЕКСТЫ РУССКИХ КЛАССИКОВ

    1. Дмитрий Шостакович. «Нос» (1927–28). Новаторская опера, сочинявшаяся специально для Мейерхольда и под впечатлением от его постановки «Ревизора» (1926). Шостакович привлек для сочинения либретто (на основе реплик из повести) Евгения Замятина, добавил цитаты из «Петербургских повестей» Гоголя, активно использовал «кинематографический» принцип монтажа разных сцен, полистилистику и цитаты из «низовой» музыки. «Первый антракт» был написан для одних ударных — задолго для того, как затяжные барабанные соло стали обязательным элементом шоу рок-групп. Современники не оценили музыкальный сарказм 22-летнего композитора: опера быстро вышла из репертуара советских театров и вернулась лишь в 1974 году, в новаторский театр Покровского.
    2. Леош Яначек. «Катя Кабанова» (1919–1921). «Из Мертвого дома» (1927–1928). Один из создателей чешской национальной музыкальной школы, открывший миру моравский фольклор, обращался к русской классике, к Островскому и Достоевскому, дважды. Причем опера по Достоевскому оказалась последним его крупным сочинением — Яначек умер в 1928 году. Яначек не пытался внести в музыку своих «русских опер» русские мотивы — ему с лихвою хватало своих собственных.
    3. Сергей Прокофьев. «Война и мир» (1944). Колоссальное сочинение гениального композитора, писавшееся с 1941 года, с одной стороны, на волне патриотизма (параллель между Отечественной войной 1812 года и Великой Отечественной войной была очевидна), с другой — в русле классицистической эстетики поздней сталинской эпохи, не имевшей уже ничего общего с авангардом 1920-х. «Война и мир» Прокофьева — нелегкое испытание и для постановщиков, и для зрителей, но пройдя его, и те и другие могут смело относить себя к «высшей оперной лиге». Не случайно именно эта опера оказалась «спектаклем открытия» Сиднейского оперного театра в 1973 году.
    4. Джон Тавенер. «Смерть Ивана Ильича» (2012). Произведение сэра Джона Тавенера — строго говоря, не опера, а оратория для солиста и оркестра. Но по глубине, по насыщенности духовными переживаниями она не только не уступает, но и превосходит многие оперы. Джон Тавенер хоть и являлся воплощением всего британского (его прямой предок, тоже Джон Тавенер, был органистом Генриха VIII, а сам он выпустил свой первый диск, «Кит», на сюжет «Книги Ионы», не где-нибудь, а на битловском лейбле Apple в 1970-м году), никогда не скрывал своего интереса к восточному христианству и даже в 1974 году перешел в православие. Во время сочинения «Смерти Ивана Ильича» композитор сам уже был тяжело болен — и скончался в 2013 году, через несколько месяцев после премьеры оратории.
    5. Александр Маноцков. «Бойе» (2014). Опера Александра Маноцкова «Бойе» была записана и издана на CD (только для бесплатного распространения) специально для инсталляции, представленной в Красноярском музейном центре. В ее основе — одноименный рассказ Виктора Астафьева (1970) из цикла «Царь-рыба», а главный герой — охотник, который ходит по тайге и ищет свою собаку, лайку Бойе. Необычный сюжет и необычная форма представления оперы — не в театре, а в музее современного искусства, — вполне соответствует необычный музыке и неакадемическому пению солистов. Опера развивается — и по-прежнему неотделима от литературы.

23.03.2015

Обсуждение закрыто.

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ