САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Пушкин, Толстой и Достоевский — навсегда

Общество русской словесности начинает возвращение литературной классики

Лица русской литературы
Лица русской литературы

Текст: Елена Яковлева/РГ

Фото: Русскоязычный портал Греции


Десять молодых людей на просьбу продолжить "И чувства добрые я лирой..." бодро добавили "сочинил", "объяснил", "очень добрые" и "можно я пойду?". На вопрос, кто написал роман "Бесы", не сомневаясь ответили: "Пушкин", а Григория Печорина назвали главным "пушкинским героем", который "на лошади за девушкой ездил".


Диагноз отношений молодежи с русской классикой лучше всего описывается словом "крах". Вчера в Доме Пашкова на заседании Общества русской словесности это слово было "экранизировано" в трех роликах, посвященных разговорам о литературе с вузовской молодежью.

— Первый ролик был снят три года назад. Сейчас мы повторили опрос: ситуация не улучшилась, - констатировал секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон.

Проблема заявлена с такой остротой, что президент в ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил о внимании к гуманитарным предметам и о необходимости множества современных проектов в театре, кино, на ТВ, музейных площадках и в интернете, возвращающих внимание молодежи к литературе и истории.

Вчерашняя встреча стала первым наброском "дорожной карты" на эту тему. Свои предложения высказывали учителя, ректоры вузов, кинорежиссеры, театральные продюсеры. Диагностику ситуации добавляли два министра - образования, культуры и руководитель печати, которым придется привязывать проекты к образовательным институциям.

— Похоже, мы потеряли школу как территорию, где была сосредоточена русская классика, - считает учитель школы № 1741 Юлия Марчук.

Любящий и понимающий классику человек должен быть успешным, "не должен чувствовать растерянность перед тем, что пишут сегодня СМИ и говорят ораторы с трибун". А противоречия между ценностными ориентирами, заданными русской классикой, и тем, как прагматично, а то и цинично устроена жизнь, должны как-то разрешаться. Воспитанные на русской литературе дети зададутся вопросом: а где сегодня чеховский интеллигент? Он сейчас в роли слабака? Вечных героев русской классики - и "господина из Сан-Франциско", и "соборян", - а также их место в обществе они начнут искать в сегодняшней жизни, уверена Юлия Марчук. Свидетельство учителя о своих лучших учениках: они читают и думают.

Сегодня мир полон подмен, сознание молодых людей стараются накачать некачественными эрзацами, уверен режиссер Никита Михалков. ТВ-шоу, ряженое вместо настоящего, объявление "великими" заурядных фигур, абсолютная подмена ощущений времени - противоядие всему этому тоже нужно искать в классике, уверен Никита Михалков, и начинать воспитание ею, еще когда воспитанник умещается «поперек кровати».


Возвращение классики в школу не может начаться без возвращения в нее ярких, умных педагогов, уверен и. о. ректора Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков.


Подготовка таких учителей в педагогических вузах должна быть скоординирована. По-настоящему интересное предложение высказал ректор Литературного института имени Горького писатель Алексей Варламов. Поскольку настоящее глубокое чтение русской классики начинается все-таки в вузе, стоит подумать об обязательном преподавании курса русской литературы и языка на первых курсах всех вузов, включая технические.

Как привести и перевести великую классику на сцену и экран, как заменить зубрежку и спорные задания на глубокое чтение? Как вернуть в школы проверочные работы по литературе? Как выделить лучшие радиостанции, рассказывающие о книгах, и обратить внимание на существующий при "РГ" портал "Год Литературы", имеющий тысячи читательских посещений в день? Как проводить апробацию учебников? Как учиться верному и культурному выбору? Ответить на эти вопросы можно будет уже в начале следующего года, когда по итогам вчерашнего разговора появятся конкретные предложения.

— Все понимают, что культура — это сфера тонких настроек, командных решений и принуждений к любви к русской классике здесь быть не может, - сказал "РГ" секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон.

Ольга Васильева, министр образования и науки:

Мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда зубрежка. Мы потеряли предметный подход. Гнались за тьюторами, новыми технологиями, а потеряли учителя-предметника. Есть претензии и к учебникам. Одни усложнены, другие интеллектуально снижены. Мы проводим экспертизу учебников, а нужна еще и апробация их, которая будет проходить в лучших школах России.

Подготовила Ирина Ивойлова.

Ссылки по теме:

Оригинал статьи на сайте «РГ»

Уточненная литература — 23.07.2016

Урок словесности — 26.05.2016

Патриарх возглавил любителей словесности — 09.03.2016