Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
samyzdat

Самиздат подал голос

В Перми провели вечер «Поэзии тунеядцев»

Текст и фото: Игорь Карнаухов

В Перми прошел вечер неподцензурной (неофициальной) русской лирики советского периода. Под таким ироничным названием скрывался оригинальный поэтический спектакль — более полусотни текстов тридцати с лишним отечественных поэтов, своего рода поэтическая энциклопедия частной жизни в Стране Советов.

Самые ранние творения из составивших программу написаны в тридцатые годы, самое поздние — стихи 86-летнего на тот момент Моисея Цетлина — в 1991 году.

Нельзя сказать, что вся лирика, объединенная в программу, была сплошь «антисоветской». Не столько политический, сколько гражданский пафос содержит, разве что, «Баллада о первом обыске» Виктора Некипелова.

«Я ожидал их так давно,
Что в час, когда пришли,

Мне стало так же всё равно,
Как лодке на мели.

Я оглядел их сверху вниз —
Процессию теней:
На козьих ножках — тельца крыс
И хоботки свиней.

Они рванулись как на мёд
На давний мой дневник…
Они оставили помёт
На переплётах книг…»

…Но не была она и вполне пригодной для советских газет. Только при наличии очень большой фантазии можно было вообразить на страницах хотя бы «Юности» того времени «Песнь о моем друге» Владимира Уфлянда (в советский период публиковался за рубежом):

«…Я становлюсь готов к любому подвигу,
Желаю страстно жизнь отдать в боях,
Когда ко мне с женой своею под руку
Мой лучший друг шагает на бровях.

То ногами рисует круги,
То за пазуху руку засунет.
Знать, гостинец несёт на груди
В запечатанном круглом сосуде!..»

(Прозвучав на вечере, это стихотворение удостоилось отдельных аплодисментов).

Объединяло разных авторов разных поколений одно: источником вдохновения для них служили не победы в соцсоревнованиях, не военные подвиги, а бытовые неурядицы и переживания простого советского человека, во времена великих строек переживавшего, как и все люди на всех континентах, личные проблемы.

Не приветствовались официальной печатью и эротическая лирика, и религиозные искания (равно как их противоположность — «вакхические песни», как у Уфлянда). А также — лагерная тема (знаменитый «Окурочек» Юза Алешковского). Лирическим героем неофициальных поэтов могли быть и зэк, и горький пьяница, и самоубийца, и хулиган, и другие аутсайдеры, которым просто скучно было строить социализм. Этот герой не боролся со строем, он принимал правила игры: пытался наладить жизнь в не самой комфортабельной среде и сберечь личное пространство, а отношения с властью устроить так, чтобы пересекаться с ней по минимуму.

Озвученная антология самиздата оказалась внушительной: Юрий Домбровский, Иосиф Бродский, Вадим Делоне, Владимир Щировский, Николай Глазков, Сергей Кулле, Владлен Гаврильчик, Аркадий Кутилов — им печать была в принципе недоступна. Однако же в стол писывали и в целом вполне успешные в советский период члены Союза писателей СССР Александр Кушнер, Глеб Горбовский, Виктор Соснора. Генрих Сапгир, Олег Григорьев, Игорь Холин состоялись в творчестве для детей, и их «взрослые» произведения стали известны много позже. Александр Величанский реализовался в художественном переводе, этому же труду отдали дань многие другие непризнанные. Особняком оказался Александр Галич — успешный драматург и сценарист, чья советская карьера оказалась фактически разрушена его же поэтическим даром.

prisev_chemodanПо словам одного из организаторов, актера Александра Смирнова, «озвучить» самиздат он с товарищами хотел давно. Наконец премьеру сыграли на фестивале «После пилорамы». Все художественное и стилистическое разнообразие на неформальной площадке — в помещении съехавшего магазина одежды, — воплотили два актера: Александр Смирнов и Михаил Шестаков. Читать опальную лирику они постарались так, как звучала бы в годы те на кухнях.

Название «Поэзия тунеядцев», предложенное автором сценария Еленой Филимоновых, — конечно, реверанс Бродскому, но не только.

— Я как услышал предложенное Леной, — говорит Александр Смирнов, — аж подпрыгнул. Настолько оно меткое, настолько, с одной стороны, выражает суть собранного литературного материала, с другой, попадает в некоторые темы дня. Кто мог еще недавно подумать, что в наше время возродят уголовную статью за тунеядство! В Белоруссии, но после этого некоторые депутаты нашей Госдумы заговорили, будто неплохо бы и у нас ее воскресить… Не худо бы помнить, в том числе и власть предержащим, что в состоянии «тунеядства» подчас рождались неплохие стихи.

na_dva_golosaЗвуковой ряд спектакля составили заставки передач Центрального телевидения, Всесоюзного радио, «Голоса Америки», песен советской эстрады.

Афишку вечера, кстати, каждый мог распечатать себе сам, нажав на кнопочку копировального аппарата. Услуги которого в советское время, как известно, не предназначались для простых граждан.

«Поэзия тунеядцев» обещает не просто остаться в памяти зрителей, набившихся в небольшое помещение, как одноразовая акция. Авторов со спектаклем уже пригласили в Ижевск.

Сайт по теме:
«Антология самиздата»

Просмотры: 80
17.07.2015

Обсуждение закрыто.

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ