Текст: Светлана Мазурова/РГ, Санкт-Петербург
Фото из личного архива Ирины Евтеевой
Петербургская студия Proline Film, основанная продюсером Андреем Сигле, приступила к работе над фильмом о поэте Велимире Хлебникове, 130-летие которого выпадает на 9 ноября (28 октября по старому стилю). Полнометражную анимационно-игровую картину снимет известный режиссер Ирина Евтеева. Ее фильм «Арвентур» по мотивам произведений Александра Грина в этом году отмечен «Серебряным Георгием» Московского международного кинофестиваля и признан лучшим азиатским фильмом по версии международной организации NETPAC.
Все фильмы Евтеевой выполнены в особой технике светоживописи, сочетающей игру актеров с живописными лессировками («Эликсир», «Клоун», «Петербург», «Маленькие трагедии»). «РГ» режиссер рассказала о том, почему решила взяться за картину «Творения, или 4 Ка Велимира Хлебникова».
Ваш фильм - это фантазии по мотивам произведений Хлебникова?
Ирина Евтеева: Я собираюсь экранизировать «Ка» - «сверхповесть» Велимира Хлебникова. Он написал ее в 1915
году, ровно 100 лет назад. Когда я закончила свой сценарий, то случайно обнаружила, что произошло это день в день, с разницей в столетие!
По египетской мифологии Ка - это жизненная сила, существующая отдельно от своего «господина». У Хлебникова это главный герой. Ка есть и у фараона Эхнатона (он же - Аменофис IV, в современной транскрипции Аменхотеп), и у Нефертити, жены Эхнатона, и у Акбара, правителя монгольской империи в Индии, и у Ашоки, древнеиндийского правителя (III в. до н.э.), проповедовавшего братство и равенство. Ка - не сами люди, а их материализованные души.
Стихи поэта хотелось бы «перевести» в своеобразный пластический ряд. Например, найти ассоциативный ряд птицам - стихам, которые были очень важны для Хлебникова, недаром он сам себя называл «птичий мулла» или «гуль-мулла». Будущий исполнитель роли Поэта, похожего на большую удивленную птицу, - актер Владимир Кошевой. Он уже готовится к работе, вплоть до хлебниковской привычки стоять на одной ноге.
Личной жизни поэта вы не коснетесь?
Ирина Евтеева: Личная жизнь Хлебникова настолько интересна, что можно снять отдельный фильм о ней. Меня же интересует его образный мир, то, о чем он пишет в «сверхповестях». И «птичий» язык в его стихотворениях, придуманные им глаголы, дающие возможность представлять его мир, совершенно непохожий на обычный. Это и лирический, романтический герой, каким был поэт в жизни, и обобщенный образ поэта прошлого века.
Разумеется, здесь будет живопись начала XX века, Филонов, «Черный квадрат» Малевича. Одним из персонажей фильма будет Число. Как известно, Хлебников занимался нумерологией. Будут взяты какие-то факты его потрясающей биографии.
Почему все же вас привлек именно Хлебников?
Ирина Евтеева: Я давно люблю его поэзию. Без Хлебникова не было бы и Маяковского, Пастернака, и других поэтов. Он писал про Эхнатона, который выгнал всех богов и оставил одного Ра, способного сочинять новый мир, новые слова, речи, - но он и сам был «Председателем Земного Шара», придумавшим свой мир, звуковой, лексический. Я влюблена в этого человека. Он и философ, и поэт большой, и совершенный ребенок в жизни, не думавший о хлебе насущном.
Он мог общаться с человеком… молча. Смотреть на собеседника, соглашаться или не соглашаться с ним, диалоги были у него в голове, они могли поссориться и помириться, не произнеся ни слова. Хлебников набивал рукописями наволочку, спал на них. Это я использую в фильме. Рукопись - основное послание людям, четыре Ка несут свиток Поэту в Петроград на Каменный остров, и оказывается, что рукопись - это и девушка Лейли, возлюбленная Поэта.
Фильм заявлен как «сочинение о взаимоотношении художника и власти, времени и пространства, краски и слова»…
Ирина Евтеева: С одной стороны, это история о том, как Эхнатон передает Поэту свое Ка, благословение, привет. С другой стороны, история любви Лейли и Медлума, героев поэмы Хлебникова. Как восточная и западная звезды, они встречаются на небосклоне.
Есть сирийская легенда о том, что существуют некие врата в Эдем, райский сад, там есть источник. Испивший из него и проспавший у врат всю ночь, увидит все свои воплощения и поймет сущность своего бытия. Поэтому в фильме время действия - 1915 год, но путешествия во времени и пространстве - достаточно свободные. Это и Сирия, и Египет, задающие тон всей истории. И древние люди-птицы, к которым попадает Ка, умеющий летать. И первая мировая война, на фоне которой происходит действие в «Ка» Хлебникова.
Как и в предыдущих своих картинах, здесь я буду соединять в покадровой съемке разнородные кино-, видео- и живописные изображения. Работать чрезвычайно интересно. И по живописи, и по постановочному материалу, и по хроникальному (1914–1915 годы). Реализма в моих фильмах нет, есть условный ряд, краски, свет, новые созвучия. За весну-лето мне удалось снять много всего: небо, облака, птиц, водопады. И сирень, черемуху, о которых писал Хлебников. Снимала в Ленинградской области, на кинофестивалях на Дальнем Востоке, в Казахстане, где побывала с фильмом «Арвентур». Придумала усадьбу Хлебникова. Костюмы для него сочиняем вместе с художником Ольгой Смирновой - это дочь знаменитого ленфильмовского художника Лидии Крюковой, с которой я много работала.
И музыка тут будет странная. Мы со звукорежиссером Владимиром Персовым должны услышать, с каким звуком садится солнце. И как звучит струнное или струйное дерево, придуманное Хлебниковым.