Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: Ucan
Поверите ли вы в то, что через 10 лет вместо школьного учителя учить наших детей будут высокоинтеллектуальные роботы? У такого электронного учителя никогда не будет плохого настроения, и он всегда будет готов к уроку. А еще он сможет в считаные секунды приспособиться к индивидуальным особенностям каждого ученика и, учитывая его способности и потребности, подобрать самый подходящий вариант обучения. Наступление новой эры в образовании предсказывает вице-канцлер Университета Букингема сэр Энтони Сэлдон.
В Силиконовой долине уже давно ведется работа над созданием робота-учителя. С помощью специальных программ машину пытаются научить считывать выражение лица ребенка и его настроение, определять тип его мышления и выстраивать с ним самый оптимальный стиль общения.
Не отстают и японские ученые, которые уже разработали робота-учителя по имени Сая — преподавателя урока науки и техники в начальной школе. С помощью таких электронных учителей специалисты пытаются решить проблему нехватки настоящих учителей в отдаленных районах. Но первые попытки использовать робота вместо живого учителя наглядно продемонстрировали, что полностью заменить человека машина в ближайшее время не сможет, а вот облегчить работу учителя вполне.
В России, в Томском политехническом университете «Семантика», тоже работают над созданием так называемых мобироботов, которые, конечно, не заменят учителей, но станут их незаменимыми помощниками. Первый прототип уже готов. Учитель может управлять роботом с помощью компьютера или смартфона и задать ему любую тему урока. Робот расскажет теорию, проведет тестирование, проверит усвоение материала и перейдет к практическим занятиям. Он сможет наглядно познакомить детей с законами лазерной физики, механики, оптики, термодинамики за счет уникальных датчиков, расположенных на нем. Учитель контролирует ход урока, управляет движениями робота, темпом его речи и может прервать его в любой момент.
Роботы смогут рассказать теорию и выставить оценки, но они пока не в состоянии научить ученика критическому мышлению. А этот навык становится определяющим для современного школьника.
Машина может анализировать и систематизировать огромные объемы информации, но не может справиться с интерпретацией и отличить, например, правду от вымысла. Также возникнут проблемы и с творчеством, потому что это та сфера человеческой жизни, которая практически не поддается автоматизации. А процесс обучения — это всегда совместное творчество учителя и учеников.
Сможет ли робот внимательно выслушать ребенка, задать наводящие вопросы, помочь развить мысль? Да, машина сможет рассказать биографию писателя, продиктовать даты, дать теорию литературы, но разве сможет машина вместе с ребенком проанализировать стихотворение? А заставить его думать и рассуждать? Робот сможет контролировать процесс чтения, засечь время, проведенное за книжкой, и отсчитать количество прочитанных страниц, даже задать вопросы по содержанию. Но узнать, что ребенок действительно понял, что его потрясло или заставило задуматься, сможет только живой человек.
Бессмысленно пытаться остановить прогресс. Современные цифровые технологии уже сильно изменили процесс обучения. Психологи в один голос предупреждают, что традиционные методы обучения уже не работают с современными детьми. Дети поколения Z стали первыми людьми, которые одинаково комфортно чувствуют себя в реальном и цифровом виртуальном мире. И этих детей определенно нужно учить по-другому. Вместо библиотеки — интернет, вместо доклада — презентация с анимацией, вместо урока в классе — индивидуальное онлайн-обучение.
— Просто знание предмета уже давно не так важно — все можно найти в Google или Weibo. Ценится умение применить свои знания, — сказал в интервью РИА Новости автор исследования PISA (Programme for International Student Assessment — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), директор Департамента по образованию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Андреас Шляйхер. — С помощью смартфона можно в считаные секунды ответить на большую часть сегодняшних школьных тестов. Если мы хотим, чтобы наши дети были умнее смартфонов, то и тесты должны требовать большего, чем простое воспроизводство информации. Будущие испытания должны быть такими, чтобы даже с доступом в интернет результаты надежно показывали уровень знаний учащихся.
Эксперт не видит особого смысла в простом заучивании дат, формул или стихов.
Гораздо важнее научить ученика мыслить как историки или математики, вникать в суть предмета и обобщать полученную информацию.
— Мир стремительно меняется, возрастает нестабильность, многие явления усложняются. Когда-то мы считали, что полученных в школе знаний нам хватит на всю жизнь, — объясняет Шляйхер. — Сейчас рутинные когнитивные навыки давно усвоены компьютерами, поэтому необходимо перенести акцент на то, чтобы обеспечить людям возможность учиться на протяжении всей жизни и овладевать различными знаниями. В школе дети должны учиться жить в постоянно меняющихся условиях, овладевать профессиями, которые еще не появились, справляться с социальными проблемами, которые могут возникнуть, использовать технологии, которые еще не изобретены…
Ссылки по теме:
Роботы будут учиться этике по книгам — 18.02.2016
В Сетях грамотности — 14.09.2017
Почему гаджеты полезны школьнику? — 25.10.2016
В Новосибирске самым необычным диктатором стал робот Робби — 08.04.2017