Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Андрей Звягинцев: «Я хотел бы сочувствия к моим героям»

О «морализаторском» кино режиссера Андрея Звягинцева рассказали на Нон/Фикшн

Текст и фото: Екатерина Зайцева

На полу перед ЗвягинцевымПослушать создателя «Левиафана» и «Елены» собрались многие — зал уже не вмещал даже стоящих людей, и кому-то пришлось сидеть на полу. К сожалению, дискуссия режиссера с Антоном Долиным, обещавшая быть часовой, сократилась на двадцать минут из-за того, что Андрей Звягинцев опоздал — стоял в пробке. Пришлось начать разговор без него. 

Прежде всего Антон Долин обратил внимание зрителей на книгу Андрея Звягинцева «Дыхание камня», выпущенную издательством «Новое литературное обозрение», а потом перешел непосредственно к творчеству режиссера.

Этика и эстетика для Андрея Звягинцева очень символичны, считает Антон Долин, — ведь


он слишком красиво делает кино и учит людей жить, что не всегда всем нравится.


Традиция «морализаторского» кино проистекает из постмодернистского, авангардного кино, противостоявшего буржуазному. Режиссеры лент «Броненосец «Потёмкин» и «Стачка» действительно верили в свои фильмы, несмотря на то, что сейчас их творения расцениваются как ложно-пропагандистские. С приходом постсоветского кино все изменилось. По мнению Антона Долина, Андрей Звягинцев совершил тот же поворот в кино, какой сделали братья Дарденн с фильмом «Розетта» (получил «Золотую ветвь» Каннского кинофестиваля, обойдя многих именитых режиссеров). Именно братья Дарденн в качестве продюсеров приняли участие в создании последнего фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь». 

По словам Антона Долина, на фильмы Звягинцева нападают, потому что они ставят перед выбором. «Елена» — это тоже фильм о выборе, отчасти мифологизированный, с двумя сталкивающимися мирами. Режиссера винили с двух флангов: за то, что он показал мир капиталистический, презирающий обитателей московского Бирюлева, и за демонстрацию «хамов», ненавидящих богачей.

Сам Андрей Звягинцев в ответ на эти обвинения отвечает:

«Российская аудитория нередко называет моих героев чудовищами, я читал рецензии в инстаграме на мои фильмы. Что ж, агрессивность — это примета времени, в котором мы используем другого человека как средство достижения целей. Нас раздражают вопросы морального беспокойства, когда надо думать о том, что надо сделать самому, чтобы жизнь наконец наладилась… Это нормально. Но я бы хотел, чтобы зрители проявили сочувствие к моим героям и попытались понять их, внимательно отнеслись к поворотам их судьбы».


Андрей Звягинцев признался, что любит своих героев, так как без них «нельзя двигаться дальше».


Его недавний фильм «Нелюбовь» рассказывает об истории обычной московской семьи, где все три героя «казнят друг друга», где одновременно виноваты все и не виноват никто. Об этом фильме режиссер говорил с особенной нежностью и выразил надежду на то, что зрители смогут понять его героев. Сам Андрей Звягинцев собирается «черпать горючее для дальнейшего движения», что, видимо, обещает нам в скором будущем новые фильмы.

Ссылки по теме:
«Нелюбовь» Звягинцева поборется за «Оскар» — 06.10.2017
«Мои книги о войне». Андрей Звягинцев — 24.04.2015

01.12.2017

Просмотры: 0
Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ