САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Очень приятно, царь. «Матильда» Алексея Учителя

В «Редакции Елены Шубиной» выходит книга Антона Долина «Оттенки русского: очерки отечественного кино»

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фрагмент из книги и обложка: «Редакция Елены Шубиной» издательства АСТ

Новоиспеченный главный редактор журнала "Искусство кино" в предисловии к своей новой (и далеко не первой) книге признаёт, что собирать газетно-журнальные рецензии "на злобу дня" под книжную обложку - занятие обоюдоострое. С одной стороны - хороша ложка (дегтя или меда) к обеду, то есть к премьере; а с другой - кино же остаётся востребованным не только на одну неделю; да и рецензент вкладывает в свои тексты душу и силы отнюдь не чайными ложками.

В книге Антона Долина нашлось место и для таких оpus magnum, как "Фауст" Сокурова и "Трудно быть богом" Алексея Германа, и для фильмов, позиционируемых прокатчиками как блокбастеры, и для нормального "авторского кино", и для совсем уж эзотерического концептуального арт-хауса.

Нашлось, в нем, разумеется, место и для "Матильды".

К какой разновидности отечественного кино его отнести - решать читателям и зрителям.

Очень приятно, царь. «Матильда» Алексея Учителя 

«Матильда» давно уже больше чем просто кино. С этим придется смириться поклонникам фильма, его недоброжелателям, самим авторам. Разговор о нем априори выходит за пределы эстетической оценки, а начинаться неизбежно будет с одного: опровержения абсурдных обвинений со стороны секты «царебожников», которые не видели «Матильду», но заранее объявили ее опасной ересью. Извольте, начнем с этого и мы. Ни малейшей тени на репутацию и память Николая II фильм не бросает. Его на экране почти и нет. Есть лишь несчастный и трогательный наследник престола Ники. 

Как, спрашивается, не полюбить такого? Не только своенравной балерине Матильде Кшесинской, но и любому из нас. Гуру немецкого театра Ларс Айдингер, несправедливо обозванный экс-прокурором Поклонской «порноактером», сыграл здесь лучшую свою кинороль. Одной его работы достаточно для оправдания всех несовершенств фильма. Красивый от природы, но неловкий и зажатый, понятия не имеющий, как вести себя с женщинами (а также друзьями, врагами или подданными), этот Ники сразу вызывает щемящее чувство жалости, смешанной с симпатией. Айдингер — неузнаваемо брутальный на сцене, но способный и на такие эмоциональные обертоны, — русским языком не владеет, его озвучивал Максим Матвеев. Парадоксальным образом фильму это пошло на пользу. Диалоги, часто шаблонные и дежурные, — самое слабое место в фильме, но Айдингер играет персонажа будто мимо текста, проникая в те потаенные зоны, которые словам неподвластны вовсе. 

Из всех персонажей, сыгранных Айдингером в берлинском театре «Шаубюне», Ники в «Матильде» ближе всех к принцу Гамлету. Он так же подавлен авторитетом харизматичного великана-отца (Сергей Гармаш играет Александра III с приличествующим размахом) и строгой матери (отличная работа Ингеборги Дапкунайте), долгом перед чопорной невестой (Луиза Вольфрам, тоже актриса «Шаубюне») и ужасом перед будущей ответственностью. И так же теряется и мечется, когда отец умирает. Роль верного Горацио играет Григорий Добрыгин — его великий князь Андрей тих, разумен и сдержан. За неистового Лаэрта сойдет вымышленный персонаж, поручик Воронцов (явственно карикатурный в своей необузданной страсти Данила Козловский). 

Но если это и «Гамлет», то в диснеевской версии. Романтический, цветастый, сентиментальный. Скорее для девочек, чем для мальчиков, — хотя многим мальчикам такое нравится не меньше, просто они стесняются признаться в этом вслух. Здесь главная — все-таки принцесса, а не принц. И на роль безропотной Офелии она не согласна. Матильда не утонет (хотя в фильме ее пытаются утопить) и тем более не уйдет в монастырь. Польская актриса Михалина Ольшанская бесстрашна, пластична, обаятельна, она настоящая звезда; в самом деле, трудно поверить, что такая отыскалась бы в наших закомплексованных палестинах. Она задаст тон всему фильму — оживит своими очаровательно-неловкими фуэте церемонный и старомодный балет. Благодаря фантазии влюбленных ритуал перерастет в сказку. В ней найдется место старому мудрому монарху, коварной сопернице, ревнивому претенденту на сердце красавицы, комическому учителю танцев (колоритный Евгений Миронов), лукавому царедворцу (здешний Полоний — Победоносцев в филигранном исполнении ветерана «Таганки» Константина Желдина), злобному и коварному, как в «Бременских музыкантах», сыщику (главу сыскной полиции Власова сыграл темпераментный Виталий Кищенко) и даже, не поверите, инфернальному колдуну, роль которого поручена худруку «Шаубюне» Томасу Остермайеру.

Сказочную атмосферу создает не только сюжетный каркас — история любви принца к безродной красавице, — но и беспрецедентное художественное решение. От постановочного масштаба кружится голова: декорации невообразимо эффектны, операторская работа Юрия Клименко тщательна и вдохновенна, костюмы Надежды Васильевой заслуживают отдельной поэмы.


Не фильм, а подарочный торт на юбилей.


Больше всего это похоже на недавнюю диснеевскую «Золушку». Ее, между прочим, тоже ставил специалист по Шекспиру и известный на весь мир Гамлет — Кеннет Брана.

Значит ли это, что сумасшедший скандал вокруг «Матильды» — чистой воды недоразумение и мы имеем дело с обычной костюмной мелодрамой? Да. И нет. Алексей Учитель затронул табуированную тему, и она шире, чем судьба императора-страстотерпца. В столетие Революции наш кинематограф молчит как рыба. Все чувствуют, что опасно трогать и красных, и белых, и Ленина, и царя — непременно кого-нибудь оскорбишь. Так зачем нарушать хрупкое равновесие? 

«Матильда» же, вне сомнений, является ярким и определенным высказыванием на тему. Это фильм, не отступающий от фактов и все же выдержанный в жанре альтернативной истории. Он о том, что, если бы Николай не раздавил бабочку — то бишь не отверг ради долга свою Малю, — всё могло быть иначе. Так, как в кино: красиво, изящно, богато, сказочно. Не было бы ни Ходынки, ни отречения, ни переворота, ни двух мировых войн. Только любовь, только гармония, только Россия, которую мы потеряли, пусть даже и сами себе ее придумали.

Оттенки русского: очерки отечественного кино / Антон Долин. — Москва : Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018


Встречи с автором:

    • 15 ноября в 19:00, г. Москва. Книжный магазин «Москва» (ул. Тверская, 16)
    • 17 ноября в 21:00, г. Санкт-Петербург. Книжный магазин «Порядок слов» (Фонтанка, 15)
    • 18 ноября в 16:00, г. Санкт-Петербург. Книжный магазин «Буквоед» на Восстания (Лиговский проспект, 10)
    • 19 ноября в 17:00, г. Санкт-Петербург. Диалоги проекта «Открытая библиотека». Антон Долин и Любовь Аркус «Аритмия/Нелюбовь». Новая Голландия (Набережная Адмиралтейского канала, 2)
    • 20 ноября в 18:30, г. Москва. Книжный магазин «Республика» (ул. Воздвиженка, 4/7, стр. 1)
    • 23 ноября в 19:30, г. Москва. Книжный магазин «Московский Дом книги» (ул. Новый Арбат, 8)
    • 2 декабря в 17:00, г. Москва. Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, Зона семинаров № 2 (ЦДХ, Крымский Вал, 10)

Ссылки по теме:

В чем правда, царь? — 17.10.2017

«Матильда» вышла на бумаге — 09.10.2017

Малечка. Жизнь и миф Матильды Кшесинской — 01.09.2017

Захар Прилепин — о письме Алексею Учителю от Натальи Поклонской — 08.06.2017