Текст: Альбина Драган
Фото: Альбина Драган, «Российская газета»
У каждого из нас свой Бродский. Бродский — нобелевский лауреат, Бродский — поэт-эмигрант, поэт-классик, обогативший русский язык, как в свое время Пушкин. Стихи Бродского прекрасно ложатся на музыку ,и многие экспериментируют с мелодекламацией. И Смольянинов в этом жанре не новичок.
Еще на первом фестивале «Книги России» Смольянинов уже пел под гитару положенные на музыку стихотворения, ему аккомпанировал на виолончели Борис Андрианов. Спустя два года Смольянинов снова вызвался петь под гитару Бродского и представить моноспектакль «Реки и улицы. Иосиф Бродский». Но дождь спутал все планы.
К выходу Смольянинова к Главной сцене подтянулся не только народ, но и тучи. И с первым аккордом полил дождь.
«Добрый летний вечерок. Хорошая погода, тепло. Весело не будет, но красиво попробую», — обещал актер. Смольянинов исполнил стихотворение Бродского «Пилигримы». У него получилась настоящая баллада.
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Народ достал дождевики, раскрыл зонтики и уходить никуда не собирался. «У вас наверное внутри кипятильники, — шутил Смольянинов.— Здорово, что вы не уходите. Я бы ушел». «А мы и не уйдем!» — скандировали зрители.
Ветер нарастал, рушил ритмы и планы. Петь под гитару было уже невозможно, тогда Смольянинов начал читать. Голос стал уверенней, целиком актер прочел известные произведения Бродского «Натюрморт», «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером», «Второе Рождество на берегу» и другие.
Пора. Я готов начать.
Неважно, с чего. Открыть
рот. Я могу молчать.
Но лучше мне говорить.
О чем? О днях. о ночах.
Или же — ничего.
Или же о вещах.
О вещах, а не о
людях. Они умрут.
Все. Я тоже умру.
Это бесплодный труд.
Как писать на ветру.
Ссылки по теме: