САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Как перестать стесняться читать Джейн Остин

Мак­сим Артемьев презентовал гостям «Красной площади» книгу «Путеводитель по мировой литературе»

артемьев красная площадь путеводитель
артемьев красная площадь путеводитель

Текст: Елена Кухтенкова /РГ

Фото: Михаил Синицын/РГ

«Писатель Мопассан и поэт Беранже, котор­ых считают великими в России, во Франции — довольно средн­ие творцы. И они нес­равнимы с тем же Пру­стом, который у нас почитаем только в фи­лологических, узких кругах», — сообщил лит­ературный критик Мак­сим Артемьев, автор «Путе­водителя по мировой литературе».

Почему в разговоре с американцем лучше не вспоминать Джека Лондона и Теодора Дра­йзера? Кто был «поль­ским Пушкиным»? Како­го поэта лучше назва­ть в разговоре с нем­цем (венгром, испанц­ем, итальянцем), жел­ая блеснуть эру­дицией? На эти вопросы тоже есть ответы в «Путеводителе».

Сборник основан на параллелях зарубежной и русской классики. Его автор, професси­ональный литературный критик, остроумно, а иногда очень спорно рассуждает о лит­ературе разных стран —национальных особе­нностях и самых знач­имых именах. Артемьев опирается не тол­ько на знание перево­дной литературы: он перечитал многих анг­лосаксов и французов в оригинале, а с ни­ми и некоторых швейц­арцев, бельгийцев, африканцев.


Его оппоненты критикуют «Путеводитель» за от­сутствие глубины и странные советы читателям. К примеру, «как произ­вести впечатление об­разованного человека, не прилагая серьез­ных усилий».


«Эти име­на стоит назвать, ес­ли вы желаете похвас­тать своим знанием подлинных талантов британской литературы, в противовес «раскр­ученным» Голдингу, Эмису или Лессингу». Или «О Сент-Беве в разговоре с французом можно упомянуть как о возлюбленном жены Виктора Гюго — Аде­ли". Или «Можно так­же при случае замети­ть, что «Поиски» сли­шком растянуты и их можно было бы ужать».

Впрочем, именно эта оригинальность многим и нравит­ся.

Артемьев хотел со­здать, как он вырази­лся на презентации, «удобоваримую» книгу. «Я старался учитывать запросы современного читател­я, разбирать не толь­ко классические напр­авления литературы, но и модные сейчас, такие как фэнтези, например», — заявил критик.


Понятно, что основной акцент, как принято в книг­ах подобного рода, сделан на европейскую литерату­ру, но Артемьев не обделил вниманием и южноафриканских авторов и даже упомянул о редко кем читаемых у нас азиатских ма­стерах слова.


«Как мне кажется, ср­еди южноафриканских писателей лучшим на сегодня является Джон Кутзее. Ведь литер­атурное мастерство, на мой взгляд, в про­стоте и понятности. А Кутзее просто и лаконично описывает жизнь, реальность как она есть — это высш­ий талант писателя», — удивлял критик со­бравшихся вокруг люб­ителей экзотической литературы.

Среди азиатских авто­ров Артемьев выделил китайскую писательн­ицу Юн Чжан, которая представила миру «Д­иких лебедей», тем самым открыв неизведа­нные подробности жизни китайской женщины. Ее книга сейчас в большой моде.

артемьев красная площадь путеводитель

Отвечая на вопрос, кого из русских поэтов сейчас лучше знают в мире, критик назв­ал

Бродского и Мандельш­тама, которые, по его мнению, обошли Пуш­кина. Ну а русских прозаиков знают больше, чем поэтов, поэтому так активно зарубежные театры ставят Чехова.

На презентации было несколько пассажей, которыми писатель пы­тался взбодрить ауди­торию. Например, он заявил, что «Гейне считается вторым поэт­ом после Гете, хотя на деле в Германии есть поэты куда более признанные».

А вот еще одно набл­юдение автора «Путев­одителя»: Джейн Остин в России считается достаточно слабым писателем, а в Англии она — серьезный кла­ссик, ее  изучают в университетах, экранизируют, ставят в те­атрах. После этих сл­ов кто-то рядом со мной вздохнул: «И я люблю Остин, пять раз перечитывала «Гордо­сть и предубеждение».

На избитый вопрос, можно ли привить любо­вь к чтению, Артемьев с апломбом заявил, что он много читал, потому что «это было генетически обусловл­ено...». И сразу же высказал противоположное суждение: «Горький начал писать вопреки семе­йным конфликтам, а никто из детей Толсто­го не ст­ал известным писател­ем».

Ссылки по теме:

Как политик к поэту ходил

«Красная площадь». Самое главное