Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Репертуар Пермского театра кукол пополнился спектаклем «Муму» по хрестоматийному рассказу Ивана Тургенева. Несмотря на популярность сюжета у детской аудитории, по данным авторов, это редкий случай на отечественной сцене, когда история глухонемого крепостного и единственной близкой ему живой души воплощается искусством вождения марионеток.
— Конечно, это история не об отношении к животным, — говорит режиссер спектакля Дмитрий Вихрецкий. — Герасим не собачку утопил — он душу свою убил…
Сюжет развивается в двух пространствах: собственно кукол и их водителей-актеров, работающих на сцене открыто. Это было решение постановщиков — артист показывает подлинный ход мыслей персонажа.
— Актер олицетворяет душу героя, - поясняет режиссер. — Он демонстрирует то, что у того на уме.
Авторы адресовали свою работу публике среднего школьного возраста, взяв произведение из учебной программы по литературе.
— Моя дочь читала «Муму» три года назад, — рассказывает Дмитрий. — В ее классе над страницами заплакали два человека, а кое-кому было, наоборот, весело. Так вот, мы сделали этот спектакль, чтобы поменьше было пустых хихиканий.
И справедливости ради, когда корреспондент ГодаЛитературы.РФ смотрел спектакль, в зале сидело достаточно детей и подростков и все смотрели на сцену внимательно, не отвлекаясь.
— У Герасима отняли всё, что ему было близко и дорого, — говорит Вихрецкий. — Родину — забрали из деревни в чуждый город, — любовь — Татьяну выдали за пьяницу-башмачника, — и друга собаку. Чтобы показать, что он личность, а не существо бессловесное, уйти от барыни, чтобы «всего лишь» самовольно вернуться в деревню, он должен порвать нити, связующие его со средой, и среди них разрушить самую ценную — Муму…
Символический финал, между тем, шире пафоса бунта одиночки, восстания против деспотии и клеймления самодурства. На фоне типичного среднерусского пейзажа из-за поворота появляется Герасим, шагающий прямо на публику. От него уже не тянется нитей, связывающих его с кукловодом... В несколько мгновений его фигура вырастает до масштаба Кинг-Конга, лицо его, вознесшееся под потолок, будто зловеще искажается, он надвигается так, что зритель словно упирается ему в живот. На мгновенье зал заполняет темнота. Она рассеивается, кукловоды выходят из-за кулис, вешают подопечных — Герасима и Муму среди них нет — на крючки. Только что действующие лица кичились, артачились, плели доморощенные интриги, и вот их, обмякших, безжизненных, равнодушная сила уносит вверх после некоего негласного приговора, вынесенного, наверно, кем-то за кулисами. Ребята такое окончание поймут, может, со временем. Зрители постарше припомнят, что на дворе — столетие 1917 года.
Вместо послесловия — видимо, чтобы не отпускать юных зрителей домой в подавленном настроении, — по сцене снова просеменит беззаботная Муму. Занавес.
До западноуральской труппы «Муму» инсценировали в Московском детском камерном театре кукол в 2012 году (режиссер Александр Борок). На счету режиссера пермской постановки Дмитрия Вихрецкого более сорока спектаклей в театрах Барнаула, Абакана, Петербурга, Красноярска, Омска, Братска, Нижневартовска и других городов, наиболее заметными из них были постановки пушкинского «Евгения Онегина» и «Пера Гюнта» по Г. Ибсену в Кемеровском театре кукол им. А. Гайдара.
Ссылк по теме:
В Орле спасли Муму — 03.08.2015
Русский Гамлет. К юбилею И.С.Тургенева — 30.09.2016