Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Нарышкин в Переделкино

Сергей Нарышкин посетил дом-музей Пастернака

По свидетельству работников музея, он стал первым из высокопоставленных должностных лиц, здесь побывавших

Текст: Татьяна Замахина/РГ
Фото: Олеся Курпяева/РГ

В преддверии 125-летнего юбилея Бориса Пастернака спикер Госдумы Сергей Нарышкин посетил его дом-музей в Переделкине. По свидетельству работников музея, он стал первым из высокопоставленных должностных лиц, здесь побывавших. Как убедился, по собственному признанию, Сергей Нарышкин, память о великом гении русской литературы в Переделкино хранится бережно.

«Обстановка аскетичная», — убедился Сергей Нарышкин, осмотрев рабочее место хозяина дома. «Стул, стол, кровать — все остальное для него было лишнее, — согласилась заведующая музеем Ирина Ерисанова. — Вот за этим столом он и писал главную свою книгу — «Доктора Живаго».

Именно здесь, в этом доме, закончилась творческая пауза Бориса Пастернака. «Не каждый находит то место, которое действительно может назвать «своим», — а Борису Леонидовичу эту удалось. Пастернак не был нытиком, он умел преодолевать трудности, которые бросала ему жизнь. Главное было — найти силы, чтобы преодолеть это сопротивление. И именно здесь ему были даны эти силы».

Все вещи здесь подлинные — возникает впечатление, что они оставались в этом доме неизменно со дня смерти Пастернака. На самом же деле интерьер восстанавливался по сохранившимся фотографиям. Ведь несколько лет дом простоял пустым, а вещи и обстановка чуть не оказались на свалке.

Однако теперь память о Борисе Пастернаке вновь поселилась в небольшом доме, из-за веранды напоминающем корабль. И интерес с течением времени не ослабевает, рассказала Ирина Ерисанова. «Молодежи много?» — поинтересовался Сергей Нарышкин. «Вы удивитесь, много. Очень живое место, — отвечала его собеседница. — Молодежь приходит по доброй воле, и все активнее, причем молодежь читающая. Знаете, я не разочарована в нынешнем поколении, как многие учителя, которые жалуются на отсутствие у детей интереса к книгам».

«Есть дети, которые приходят каждое воскресенье и рисуют — это называется пастернаковский пленэр. А некоторые проводят у нас целый день, особенно когда есть, чем заняться на участке — покрасить, вскопать», — рассказала Ирина Ерисанова.

Сергея Нарышкина также провели на веранду, где все организовано для тематических экспозиций, которые одна за другой будут проходить в год 125-летия Пастернака. Здесь нет искусственного света, и, когда заходит солнце, сотрудники музея используют фонарики, чтобы показать посетителям фотографии, рукописи и другие экспонаты. Этот штрих создает особую поэтическую атмосферу, которой гордятся в музее. Новые экспозиции, приуроченные к юбилею поэта, последовательно расскажут о его взаимоотношениях с футуризмом, охватят довоенный и «военный» период жизни классика.

А в сам юбилейный день сюда придут давние друзья дома, ответила Ерисанова на еще один вопрос гостя. На всех места (по традиции!) хватит с трудом. Посетители примостятся, где придется — кто-то прямо на ступеньках лестницы на второй этаж. Будут стихи, игра на рояле.

Политические дрязги на культуру не действуют, улыбается на уточняющий вопрос «РГ» директор музея: европейцы как приезжали, так и приезжают — особенно немцы, англичане. Почтил своим присутствием скромный домик и посол Австрии.

Наведываются не только высокопоставленные иностранцы. Анатолий Чубайс не просто приехал, но и подарил автомат для бахил.

Государственному литературному музею, отделом которого и является дом-музей Пастернака, нужно куда более масштабное содействие. Давно назревшую проблему музейные работники обсудили со спикером Госдумы за чаепитием. Как рассказала «РГ» Ирина Ерисанова, речь шла о том, что центральной площадки у Литературного музея до сих пор нет. Свою деятельность он ведет в десятке разрозненных помещений, что создает ряд неудобств. По ее словам, Нарышкин отнесся к этому с пониманием.

Расписавшись на прощание в книге впечатлений, гость поблагодарил хранителей музея «за бережное отношение к памяти и творчеству великого гения русской литературы».

Оригинал статьи: «Российская газета», 09.02.2015

09.02.2015

Обсуждение закрыто.

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ