САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Обзор литературной периодики. Итоги-2018

Итоги 2018 года подводит наш обозреватель Борис Кутенков

575_Литобзор-декабрь5
575_Литобзор-декабрь5
Борис Кутенков

Текст: Борис Кутенков

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Тенденция года

Размывание границ между частным и профессиональным - усиленное социальными сетями.

«Самая печальная тенденция прошедшего года - усиление остервенения в литературных, окололитературных и вообще всех спорах-дискуссиях в социальных сетях. Многие с малопонятным мне наслаждением, даже еще не разобравшись, в чем дело, спешат обвинить, припечатать словом, оскорбить (причем всегда из «лучших» и «высших» побуждений). Когда краем глаза заглядывал во все эти «дискуссии», становилось по-настоящему страшно», - пишет Олег Лекманов в опросе Textura об итогах года…

Добавлю, что литератор, совершивший неблаговидный (по мнению «высокой общественности») поступок, подвергается публичному остракизму, который мгновенно распространяется на курируемые им проекты. При этом коллеги демонстративно ставят знак равенства между проектами (а они во многих случаях отличаются высоким профессионализмом) и затмевающим их поступком, никак не характеризующим работу редакторскую, поэтическую и т. д. Не называя имен в этом контексте и не давая оценок чужим действиям, отмечу тревожный симптом уравнивания подводной части айсберга литературы - и той надводной «имиджевой» вершины, которую автор считает возможным преподносить публике через посты соцсетей. Можно общаться с приятным коллегой о поэзии Виталия Пуханова или Александра Кабанова, при этом через минуту увидеть, что Пуханов и Кабанов предстают в его глазах не литературными персонажами, а героями фейсбука; разговор мгновенно сведется к оценке последних постов, внешности, человеческих качеств, - и только изредка к поверхностным впечатлениям о тех произведениях, что удалось уловить в хаосе информационной ленты. Но все более редким становится представление о целостном корпусе текстов, все более удивительной - возможность разговора, исходящего из условий единого текстового пространства (пусть даже с диаметрально противоположными оценками).

Словно и не было книг упоминаемых авторов.

Словно бы и не было критики вокруг этих книг.

В этой связи хочется усилить собственный литературоцентризм: говорить о текстах, а не о людях, больше читать вслух чужие стихи и акцентировать внимание на осмысленных рецензиях о них, раздаривать книги, как бы семантизируя процесс их перехода в частное, но развернутое, окружающее тебя кластерное пространство. Иными словами, хочется жить трудоемкой семантикой литературы, а не легковесной аурой сплетни.

Утрата года

Закрытие «Журнального Зала», названное Евгением Абдуллаевым «ударом под дых современной литературе». Пока редакция во главе с Сергеем Костырко скупо и уклончиво комментировала происходящее, «Горький» и Textura проводили опросы, почему нужен Журнальный Зал, литераторы именовали случившееся «гуманитарной катастрофой», а другие упрекали «катастрофистов» в искусственной экзальтации, - отдельные журналы принялись за реорганизацию своих сайтов и расширение аудитории. И тут впору перейти к категории

Энтузиасты года

- дальше всех в этом смысле продвинулся журнал «Вопросы литературы», директор которого Игорь Дуардович вначале выступил с запальчивой статьей о необходимости журналов использовать маркетинговые возможности. Как оказалось, это не пустые слова: журнал пригласил дистрибьюторов для поставки своих номеров во множество новых торговых точек, похудел на сто страниц ради читательского удобства, а в 2019-м открывает обширный курс лекций и семинаров. Кажется, история с ЖЗ не только показала, что «ничто не вечно под луною», но и расшевелила редакции журналов, - почувствовавшие, что более невозможно, как, может быть, излишне резко обозначил это Дуардович, находиться «под защитой медиахимеры». В конце года «Журнальный Зал» объявил о начале краудфандинга и в невероятные сроки собрал необходимое количество денег - на момент написания этого обзора никто уже не сомневается в благоприятном исходе и возобновлении сайта. И слава богу: всё-таки «под защитой» приятнее находиться, нежели выживать самостоятельно, - благо и энтузиазм, и финансовые ресурсы для такого выживания имеются далеко не у всех.

Симптом года

Статья Алексея Алёхина в «Арионе» «Отчего рыбы разучились летать», в которой редактор с многолетним опытом свидетельствует о демократизации искусства и кризисе толстожурнальной иерархии. Стихотворцам, по его мнению, сегодня самовыражение в интернете важнее, чем признание в толстом журнале. После этих наблюдений становится яснее ясного, что в кризисе находится не только толстожурнальная структура (с отбором лучшего из самотека и авторитетным редактором во главе), но и сама редакторская позиция, согласно которой не царское дело - присутствие в социальных сетях, а самостоятельный поиск новых авторов считается нарушением субординации.

Журнал года

Специальный номер «Знамени», посвященный «памяти Оттепели» (подробнее см. в нашем обзоре), презентация которого стала резонансным событием, - едва ли не более резонансным, чем сам журнал, вышедший досадно малым тиражом. Рубрикационной насыщенностью и исторической значимостью номер напоминает отдельную книгу - издать его в форме таковой предложила на презентации Мариэтта Чудакова, хорошо бы откликнулись спонсоры и издатели.

Отдельно отмечу, что неимоверно приятно было работать с сайтом «Прочтение», сотрудничество с которым начал в этом году.

Гуманитарный проект года

Сайт «Полка», статьи которого - как и подъем интереса к образовательным проектам - заслуживают отдельного разговора (см. об этом подробнее в нашем диалоге со Львом Обориным на «Прочтении»).

Публикации года:

(За прозой наблюдал в этом году не слишком внимательно, поэтому отмечу только поэзию и нон-фикшн.)

Нон-фикшн:

Интервью профессора МГУ, литературоведа, прозаика Вл. Новикова о «модных словах» и развитии языка на сайте 4td.fm.

Статья мандельштамоведа и историка Леонида Видгофа о найденной им рукописи Бориса Мяздрикова, который рассказывает историю пребывания в одной камере с Мандельштамом в 1934 году («Знамя», № 5).

Диалог  критика, прозаика Елены Иваницкой и прозаика, преподавателя Литинститута Анатолия Королёва о роли литературы и потребностях писателя в современном мире («Дружба народов», № 4).

Главы из книги Вл. Новикова «День рожденья мысли»  («Новый мир», № 3).

Эссе Марии Степановой о «Двенадцати» Блока «Поэма без автора» («Коммерсант-Weekend», 22.03.2018).

Поэзия:

Елена Жамбалова. «Калёное железо» («Знамя», № 9).

Василий Нацентов. «Речь становится талым снегом…» («Октябрь», № 6).

Надя Делаланд («Арион», 2018, № 2).

Евгения Изварина. «Два времени» («Урал», № 5).

Александр Чусов. «Не уйти одному во тьму» («Сетевая Cловесность», 19 апреля).

Евгений Кремчуков. «Воздушные грибницы» («Новый мир», № 3).

Альбина Борбат. «Свет незабывчив» («Сетевая Cловесность», 22 февраля 2018).

Елена Сунцова. «Ответный взмах» («Волга», № 1–2).

Дмитрий Гаричев. «Воспоминание и другие стихи» («Волга», № 1–2).

О самых важных книгах — см. мое участие в редакционной анкете «Года Литературы».