Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Басинский о книге Олег Павлов. Отсчет времени обратный

Преодоление страха

Вышел посмертный сборник известного прозаика Олега Павлова

Текст: Павел Басинский
Фото с сайта издательства

Он был моим другом, я могу быть необъективен. Но объективно: прозу Олега Павлова высоко оценили такие уже несомненные классики русской литературы, как Александр Солженицын, Георгий Владимов, Виктор Астафьев, Владимир Маканин. И удивительно здесь даже не то, что такие разные писатели высоко его оценили, но то, что они не принимали его за «молодого», за «дебютанта». Сразу — за «своего».


Олег словно предчувствовал, что проживет на земле всего 48 лет, на четыре года больше Чехова.


Басинский о книге Олег Павлов. Отсчет времени обратный

Фото: Олег Павлов. Отсчет времени обратный. — М.: Время, 2020

Он рано созрел. Его первые публикации в «Новом мире» (повесть «Казенная сказка») и «Литературной газете» (рассказ «Конец века») выходили, когда ему не было и тридцати. За короткую жизнь он успел издать тринадцать книг. Эта, посмертная, будет четырнадцатая.

Он получил три очень престижные литературные премии — премию Александра Солженицына, «Русский Букер» и Angelus (главная премия Центральной Европы, которая вручается в Польше и считается как бы ступенью на пути к Нобелевке).

Вроде бы завидные успехи. Но в последние годы жизни он чувствовал себя выброшенным из литературной среды. Наверное, отчасти этому причиной был и его сложный характер. С одной стороны, он реально помогал молодым писателям, некоторые из которых были не моложе его по возрасту. Один пример: именно он выцепил из самотека Андрея Геласимова, который жил в Якутске и прислал свой рассказ в журнал «Октябрь» по почте. Представьте, какие горы графоманской прозы пришлось перелопатить Олегу, чтобы найти этот рассказ, напечатать в «Октябре» и стать, по сути, крестным отцом ныне очень известного писателя и сценариста, автора «Тотального диктанта-2020»!

Последние годы он вел в Литературном институте мастер-класс прозы. Студенты его обожали! С другой стороны, он был тяжел в общении с литературной средой и часто высказывался о ней в Сети крайне жестко.

Сложные характеры были и у Лескова, и у Платонова, и у Астафьева. Легкий характер — это вообще не про писателей.

Его называли «новым реалистом», но это не совсем так. «Казенная сказка», одна из самых сильных вещей Олега, — это совсем не реализм. Его любимыми писателями были Маркес, Фолкнер и Платонов. Вот и эта повесть из того же литературного мира, странного, потустороннего и фантасмагорического. В то же время в этой повести ему удалось то, что не удалось ни одному писателю последнего времени. Он дал своего капитана. Не в смысле морехода, а в смысле штабс-капитана, какими были Миронов в «Капитанской дочке», Максим Максимыч в «Герое нашего времени», Тушин в «Войне и мире». А у Олега получился свой капитан — Хабаров.

Рассказ «Конец века» очень понравился Солженицыну, я это лично знаю. Рассказ был о бомже, его смерти и таинственном исчезновении его трупа из морга. В нем отчетливо считывался христианский сюжет и в то же время дышала самая актуальная современность.

В посмертную книгу Олега, которому 16 марта исполнилось бы 50 лет, вошли как уже известные рассказы, так и неизвестные. В книге также опубликована публицистика и литературная критика Олега. Но самое ценное в книге, на мой взгляд, это его дневник и записки. Там удивительные замечания о литературе, о писательском таланте и его предназначении. И, конечно, просто о жизни.

Публикации Олега предваряются воспоминаниями его друзей и коллег по литературному цеху: писателей Владислава Отрошенко, Валерия Былинского, Платона Беседина, художника и прозаика Юрия Петкевича. Трогательные слова написали студенты Литературного института из выпуска Олега Павлова. Завершает воспоминания вдова Лилия Павлова, она же составитель этой книги вместе с Владиславом Отрошенко.

В Доме русского зарубежья прошла презентация книги и вечер памяти Олега. Показали документальный фильм о нем, с фрагментами дивного польского спектакля по его повести «Карагандинские девятины».

Из дневника Олега Павлова

«Вы слишком быстро все живете. Медленней — но чтобы увидеть, почувствовать, понять. Смотри на воду… На поплавок… Думай о том, что там, на глубине, хоть и не видишь… И жди. Созерцание — внимание — понимание — смирение — свобода — покой».

«Литература — это преодоление страха».

«Писатель о своем пишет, как о чужом. А читатель читает чужое, как свое».

«Сестра не улыбалась, пока младший брат, как ребенок, не улыбнулся ей».

«Разлука — забываемое почему-то русское слово».

«Больница. Все мужчины в спортивных костюмах, как будто лечение — это занятие спортом».

«То, что я пишу, мог бы написать ребенок».

20.03.2020

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Рецензии на книги›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ