САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Учеба в Литинституте: о чем мечтается студентам

Каждый год двери Литературного института распахиваются перед новыми студентами. Чего ждут первокурсники, о чем мечтают? Обо всем этом мы их и расспросили

Фото: vuzopedia.ru; litinstitut.ru (Арина Депланьи)
Фото: vuzopedia.ru; litinstitut.ru (Арина Депланьи)

Текст: Татьяна Шипилова

Татьяна Шипилова

Сколько надежд связано с поступлением в вуз, сколько желаний! Особенно если вуз творческой направленности, а ты считаешь себя талантливым. И сколько таких мечтательных лодок потом разбилось о суровые учебные будни! Но, как говорит Игорь Болычев, поэт и преподаватель Литинститута, «разбилась лодка - постройте корабль!». И строят студенты Лита корабли и катера, надеясь отправиться в далекое, а главное - удачливое писательское плавание.

Я на правах студентки выпускного курса решила узнать, с какими надеждами поступали в Лит нынешние первокурсники. Отклик получила широчайший - не успевала сортировать ответы.

С переводчиками все более-менее понятно: хотят научиться жонглировать словами, копаться в семантике, подбирать наиболее точные замены устойчивым выражениям, искать взаимосвязи. Удалось поговорить с иностранными студентами из Словакии. Их родители когда-то уехали учиться и работать в Словакию, а теперь дети вернулись учиться в Россию, чтобы переводить современных авторов. Понимать по-русски они понимают, а вот писать еще не умеют. Надеются научиться. И прочитать хотя бы античную литературу к зимней сессии. Ну что ж, остается пожелать ребятам удачи и терпения. Много терпения, ибо Татьяна Борисовна Гвоздева спуску никому на экзамене не даст.

С отделением литмастерства все немного сложнее.

Большая часть, как и уверял Александр Панфилов, на семинар к которому я нагрянула с вопросами, мечтает раскрыть свой талант и питает необъяснимую страсть к литературе. Многие, да не все. Несколько анонимов, к примеру, неуверенно поделились: «Не знаю, зачем поступал(а), случайно вышло, но авось стерпится-слюбится…» Как показывает практика, с Литом сложно стерпеться, а уж тем более слюбиться, и долго с таким настроем не проучишься. Кроме того, многие жаждут получить классическое гуманитарное образование, но мы-то знаем, что это лукавство: все мы поступали, чтобы стать писателями.

Были и очень уж оригинальные ответы: если мечта создавать комиксы еще как-то стыкуется с учебой в Лите (научиться писать диалоги, к примеру), то желание стать режиссером, сидя в аудитории Литинститута, кажется несколько странным. Интересно, во ВГИКе и ГИТИСе сидят мечтающие стать литработниками? Может, им поменяться местами?

Еще больше удивило желание «стать образованным, эрудированным человеком, а потом открыть свое производство по пошиву мужских костюмов и классической обуви».

Кстати, милых дам за партами сидит в разы больше, чем мужчин (привет феминисткам), а прозаиков и поэтов ощутимо больше, чем публицистов и драматургов. Хотя многие еще просто не знают, что по сути все мы публицисты, а писательство - дело наживное.

Противоположные мнения первокурсников тоже на месте.

Мнение раз:

Я, поступая, ничего не знала про вуз, не горела им, как многие, поступила почти случайно - без подготовительных курсов и наклепав подборку стихотворений примерно за час.

Но, имея опыт обучения в университете (два года в педагогическом на классического филолога), имела и представление о том, как должна выглядеть серьезная продуктивная учеба.

Так вот, тут этого нет. Ни серьезности, ни продуктивности. Все эти восторженные крики учащихся здесь людей основаны только на том, что сравнивать не с чем. Все просто пьют и пишут о том, что видят.

Извините, для меня это не литература. Я люблю ее искренне. И мне больно смотреть на ее будущее.

Мнение два:

После школы я поступал в Уральский федеральный университет на культуролога, и там меня поразило наплевательское отношение всех ко всем. Я проучился два месяца и ушел. От Лита я жду, что здесь такая история не повторится, и пока мои ожидания оправдываются. А еще хотелось найти единомышленников и пожить в общаге.

Интересно также сравнить восторженные ожидания первокурсников с ответами выпускников: как говорится, почувствуйте разницу.

Студентка 1-го курса, проза:

Мне 24 года, и это мое первое высшее образование. Для меня было важным поступить куда-либо, где мне будет нравиться само обучение, знания, которые я получаю. Когда я узнала о Лите, то решила поступать сюда, альтернативных планов не было. Наверное, мне хотелось бы стать писателем, но это звучит слишком амбициозно и не особо реалистично; поэтому планку ставлю ниже: хочу после Лита работать в окололитературных сферах (например, редактором) и периодически публиковаться.

Студентка 6-го курса, после двух образований, проза:

Поступала в 22 года, потому что даже после окончания колледжа и университета не потеряла любви к литературе (я какой-то книжный маньяк). Писать люблю, но еще больше люблю читать. Никогда не питала иллюзий по поводу собственных талантов, но две мечты все же есть: получать деньги за то, что читаю книги, и создать такую книгу, которая будет актуальна и через 200 лет (хоть это и очень эгоистично). Лит мне дал очень многое, так что я медленно, но верно к цели своей иду.

Студентка 1-го курса, поэзия:

Поступление в литературный институт казалось для меня довольно забавной авантюрой. Выбирая между театральными вузами и литом, я остановилась на последнем из-за липкой и местами коммерческой атмосферы театральных институтов. Надеюсь, Литературный институт даст мне достаточно академических знаний, что будет не только приятно мне, но и внесет вклад в мое творчество. Ведь когда есть амбиции и идеи, но не хватает инструментов, становится очень тоскливо!

Студент 1-го курса:

Поступил в Литинститут спустя полжизни после учебы в театральном вузе, где поставил дипломный спектакль по своей пьесе, которую мечтаю повторить, доработать и создать театр драматургов.

Студентка 6-го курса, после театрального вуза, поэзия:

Поступала в Литературный, потому что мне хотелось получить хорошее классическое образование и прокачать свой творческий уровень. И учеба, что необычно, намного превзошла все мои ожидания. Я узнала себя с новой стороны, мне понравилось учиться. Я никогда не возлагала на Литературный типичных студенческих ожиданий, что вот потом найду работу и буду делать любимое дело. Хотела открыть себя и открыла на сто процентов. Я буду писать после Литературного, и мне бы хотелось продолжить учебу. Путь выстроился, даже не совсем литературный, но свой собственный. И это круто.

Студентка 1-го курса, проза:

В Литинститут поступала после музыкального колледжа. Но помимо музыки у меня всегда была тяга к слову, его силе, с какой оно может воздействовать на человека. Уроки литературы я очень любила еще со школы. Писать начала с двенадцати лет, пусть это и были детские фантазии. Теперь я осознала, что хочу стать мастером или хотя бы приблизиться к этому.

Студентка 6-го курса, очерк и публицистика:

Я шла в Лит в надежде соединить две части своей жизни, два огромных увлечения - музыку и литературу. На первом семинаре я сразу же заявила, что хочу быть музыкальным критиком - научите меня писать, музыку я уже освоила (на тот момент я уже получала музыкальное образование в колледже по классу скрипки). Пять лет в институте показали, что мои желания неисполнимы и быть тем, кем я хочу, никто меня научить не сможет: будущие писатели, посещавшие семинар, авторы сюжетных миниатюр и рассказов, опусы мои не понимали вовсе. Если не могли они, то на скольких потенциальных читателей я могла рассчитывать? Это меня отрезвило, сейчас я ищу компромиссы. Я никогда не хотела быть писателем, теперь, надеюсь, буду публицистом.

Самым же трогательным оказалось желание написать такую книгу, чтобы незрячая сестра после прочтения все «увидела». Тут хочется только пожелать удачи!

Может быть, подобные опросы необходимо устраивать перед зачислением: тогда можно понять, кого лучше брать на бюджет, а кого спокойно отправить на платное, ведь обидно, если человек поступает с искренним желанием изучать литературу, а бюджетное место уже отдано будущему портному.

Тем не менее разброс ожиданий огромный: от желания научиться писать по-русски до мечты получить «Оскар». Наверное, это должно радовать, но все же надеемся, что литработников среди будущих выпускников тоже окажется немало.