Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Пушкинский-конкурс-Автограф-Победы

«Власов из Монголии» на стене Рейхстага

Русист из Монголии: «Дед был счастлив, когда по радио передали о Победе»

Елена-Кухтенкова1Текст: Елена Кухтенкова/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

«В прошлом году в Бессмертном полку прошлась с портретом своего преподавателя, воевавшего на трёх фронтах, дошедшего до Берлина и оставившего на стене Рейхстага надпись «Власов из Монголии». Стараюсь с достоинством нести эстафету продвижения русского языка в стране, рада и горжусь тем, что и мои ученики несут эту вахту», — пишет в своем эссе «Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского языка» на XX Международный Пушкинский конкурс «РГ» русист из Монголии Нямжав Нямдаваа.

О Победе и войне Нямжав знает не понаслышке. Ее прадед Дуламдорж оставил автобиографию, которая стала для Нямжав и ее родственников семейной реликвией. По решению Совета Министров Монголии в 1939 году 12 студентов были отправлены учиться в Советский Союз в КУТВ (Коммунистический  университет трудящихся  Востока). Молодые ребята добирались до Улан-Удэ на грузовике (тогда не было в Монголии железной дороги), дальше на поезде до Москвы.

«Дедушка рассказывал, что во время сбора студентов по радио передали, что гитлеровская Германия вторглась в Советский Союз, началась Великая Отечественная война. Он всегда вспоминал знаменитую фразу Юрия Левитана: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» — делится подробностями из семейного архива монгольский русист.

Монгольские студенты хотели на фронт, но им было отказано. На каникулах они добровольно работали в совхозе Бело-Омуда, а осенью наряду с учебой — в дружинах по охране Москвы, дежурили по ночам, строили защитные каналы. Считали, что это их гражданский долг. В  1943—1953 годах Дуламдорж начал трудиться в руководстве Радиокомитета Монголии. Самым счастливым считал день, когда по радио передали о Победе!

Своим ученикам Нямжав пытается рассказать о войне как можно больше, объяснить, кто такие пионеры-герои, партизаны, что такое тыл и блокадный хлеб. А с темами о детях войны и концлагерях ничто не может сравниться по накалу сопереживания. Подобные беседы, по мнению русиста, воспитывают в ребятах доброту. 

Нямжав с гордостью пишет: ее ученикам хотелось бы, чтобы погибшие в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехославакии, Германии советские солдаты вернулись домой живыми. Они искренне сожалеют о жертвах войны.

«Стратегия освободительной войны, размах Второй мировой войны видится им числами павших солдат и их осиротевших детей. Они не находят этому оправдания. Своим детским умом они правы, и я с ними полностью согласна», — заключает свое эссе русист.

 

 

 

 

 

 

25.05.2020

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Пушкинский конкурс›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ