Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
итоги-года-по-версии-Года-литературы

Всё самое — 2019

Краткие итоги года по версии шеф-редактора портала ГодЛитературы.РФ

Михаил_ВизельТекст: Михаил Визель
На фото: редакция «Года Литературы»

Условный рубеж, отделяющий в середине зимы один астрономический год от другого, — не более чем повод остановиться и оглянуться на сделанное и пережитое. Не будем и мы пренебрегать обычаем. 

  1. Тренд года

При том количестве книг, которые мне приходится читать, трудно выделить какую-то одну в качестве главной. Но зато видна тенденция. И она проявляется в том, что биография реального человека в контексте своего времени и в призме авторского восприятия окончательно стала интереснее чистого вымысла. Нас снова ждут жития и деяния великих мужей и рассказы об их странствиях в краях псоглавцев. Так что новой эту тенденцию, в сущности, назвать трудно. 

  1. Прорыв года

Перезапуск ММК(В)Я и удачная попытка «привить» к ней Болонскую ярмарку детской литературы. Привезенный болонцами огромный стенд «1001 лучшая детская книга со всего мира» показал заинтересованным москвичам, чтó происходит в этой сфере во всем мире, а проведенные миланской школой дизайна мастер-классы для художников и издателей позволяют начать приближаться к этому уровню.

  1. Открытие года

В этом году название этой номинации можно понимать буквально: открытие Культурного центра Вознесенского на Ордынке. В котором немедленно зародилась бурная поэтическая, литературная и культурная жизнь. И нельзя сказать, что «зародилась случайно», потому что для этого наняли адекватного человека — Илью Данишевского. Что, впрочем, и неудивительно, потому что центр содержится попечением очень здравого и погруженного в контекст человека — Леонида Богуславского, который по счастливому совпадению является и пасынком Вознесенского, и крупнейшим российским инвестором в интернет- и IТ-компании. Таким образом, Центр Вознесенского — это и общественное пространство, и, можно сказать, семейный дом. Надеюсь, некоторые наши небедные люди, бывшие «мальчики из хороших семей», теперь тоже спохватятся: «А что, так можно?»

  1. Человек года

Как и в прошлом году, таковыми хочется объявить двоих совершено разных людей, мужчину и женщину. Не ради гендерного равноправия (хотя для одного из них это очень важная тема), а потому что они очень разные и занимаются очень разным. Это Оксана Васякина и Вячеслав Коновалов. Первая — поэтесса, лауреат «Лицея», яростная феминистка, введшая в поле обсуждения (конечно, не в одиночку) темы и подходы, ранее казавшиеся немыслимыми. Второй — радиожурналист, ведущий программ «Радио России» и «Медиаметрикс». Который едва ли не в одиночку придумал и добился проведения фестиваля «Литература Тихоокеанской России» и Дальневосточной литературной премии имени Арсеньева. Я с трудом могу себе представить, чтобы Оксану Васякину пригласили на фестиваль «ЛиТР», а Вячеслав Коновалов вчитывался в книгу «Ветер ярости», но вместе они делают большое и важное дело по расширению границ.

  1. Надежда года

Такой хочется объявить премию «Поэзия», проведшую в этом году первый сезон. Вызвав, как и положено в поэтической песочнице, яростные споры и, увы, взаимные оскорбления. Хочется надеяться, однако, что эти неизбежные волны не перехлестнут бортиков и премия продолжит тяжелую, но необходимую работу по разметке окружающего пространства — не в одиночестве, конечно.

  1. Разочарование года

А вот в эту номинацию хочется «выделить» скандал вокруг нового издания романа Джонатана Литтелла «Благоволительницы». Очень неоднозначный, но сугубо профессиональный вопрос о мере ответственности и границах допустимого во взаимоотношениях иноязычного автора, российского издателя, переводчика и редактора оказался вынесен на рассмотрение простых (и непростых) читателей. Которые наговорили сгоряча много лишнего — в очередной раз вынуждая разочаровываться в человечестве. Но настоящий трагизм прорезался тогда, когда в разгар бурных обсуждений их «предмет» — редактор Мария Николаевна Томашевская — неожиданно умерла. Не фигурально и виртуально — а, к сожалению, по-настоящему. Так и хочется сказать: «Люди, помните, что по ту сторону экрана — живой и хрупкий человек!»

  1. Переезд года

В этой «окказиональной» номинации хочется отметить два переезда, про которые не было уверенности, что они состоятся и пройдут гладко. Это переезд ярмарки «Нон/Фикшн» из ЦДХ (который теперь называется «Западное крыло новой Третьяковки») и переезд «Журнального Зала» из «Русского журнала» на «Горький». Но состоялось, произошло и даже объективно стало лучше прежнего. Что дарит надежду. 

С Новым годом! 

 

 

31.12.2019

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Выбор шеф-редактора›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ