Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Героини трёх романов, представленных в нашей подборке, убедились на собственном опыте: жизнь может круто измениться и в тридцать, и в сорок, и в сорок пять

Жизнь только начинается

Героини Дэвида Духовны, Тейлор Дженкинс Рейд и Софи де Вильнуази на собственном опыте убедились: жизнь может круто измениться и в тридцать, и в сорок, и в сорок пять

Ольга-ЛапенковаТекст: Ольга Разумихина
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложки книг взяты с сайтов издательств

Дэвид Духовны. «Мисс Подземка»

Пер. с англ. Шаши Мартыновой. — М.: Фантом-Пресс, 2019

Героини трёх романов, представленных в нашей подборке, убедились на собственном опыте: жизнь может круто измениться и в тридцать, и в сорок, и в сорок пять

Сорокалетняя преподавательница начальных классов Эмер — дама умная, свободная от условностей, слегка сентиментальная, и больше всего на свете она ценит свой комфорт. Жизнь по сценарию «дом — подземка — работа — подземка — дом» ее, в отличие от многих, более чем устраивает. Тем более что дома ее всегда ждет Кон — Мужчина с большой буквы (пусть окружающим, в том числе лучшей подруге, так не кажется). Эмер готова на все, чтобы любимый чувствовал себя уютно, не спеша работал над лекциями по мифологии и наслаждался скромным успехом в научных кругах. Однако богов из книги Кона такой расклад не устраивает, и они затевают в скучной жизни влюбленных ужасающий переполох.

Сюжет, избранный Дэвидом Духовны, отлично подошел бы для комедии, однако «Мисс Подземка» написана вполне серьезно — насколько вообще может быть серьезной книга, автор которой чтит законы постмодернизма. Духовны призывает читателя подумать, какие силы на самом деле правят нашей жизнью — и стоит ли простым смертным ждать справедливости от мироздания. А еще напоминает, что во многих из нас, как говорил Ипполит из «Иронии судьбы», пропал дух авантюризма. Плохо это или хорошо — каждый решит сам. Только вот у Эмер, которая приготовилась доживать свои дни в уютной квартирке да гулять иногда по пляжу за ручку с Коном, выбора не оказалось. А потому изменить свою жизнь (и — маленький спойлер — не одну) ей, можно сказать, суждено.

«Мисс Подземка» до неприличия напичкана отсылками — не только к древнегреческим, ирландским и даже африканским мифам и самой разнородной классике, но и к выступлениям современных политиков и героев шоу-бизнеса. Причем все это вплетается в рассказ не для того (как минимум не только для того), чтобы поумничать, а чтобы добиться «полного погружения» во внутренний мир Эмер — интеллектуалки, живущей в мире идей и архетипов. Эта художественная находка, как и витиеватая манера повествования, выделяет роман из ряда ему подобных. Однако с Нилом Гейманом — автором знаменитых «Американских богов» — Дэвиду Духовны тягаться все-таки не приходится.

Тейлор Дженкинс Рейд. «Возможно, в другой жизни»

Пер. с англ. Н. Лебедевой. — М.: Эксмо, 2019

Героини трёх романов, представленных в нашей подборке, убедились на собственном опыте: жизнь может круто измениться и в тридцать, и в сорок, и в сорок пять

Как и Эмер из Нью-Йорка, главная героиня нового романа Тейлор Дженкинс Рейд — двадцатидевятилетняя Ханна из Лос-Анджелеса — понимает, что многие возможности в ее жизни упущены безвозвратно. Но если у Эмер хотя бы есть любимая работа, дом и какой-никакой, но близкий человек, то Ханна всего этого лишена. Девушка исколесила уйму городов, но так и не нашла ничего (и никого) такого, что заставило бы ее распрощаться с кочевой жизнью. Нью-Йорк подарил ей встречу с обаятельным мужчиной, но вот незадача — спустя год выясняется, что он женат и воспитывает двоих детей. Так что Ханна увольняется из очередного ресторана, где работала официанткой, и возвращается в родные места — а что будет дальше, одному Богу известно.

Роль Бога в романе Тейлор Дженкинс Рейд, впрочем, исполняет абстрактная судьба, которая якобы должна обеспечить каждому человеку свой вариант личного счастья. Но что, если таких вариантов несколько? И правда ли, что мужчина может быть счастлив только с одной-единственной женщиной на свете? Поневоле героиня выясняет, как устроено мироздание, — и, подобно той же Эмер из «Мисс Подземки», проживает два альтернативных варианта собственной жизни. А читателю остается наблюдать за Ханнами-из-разных-вселенных и решать, какая из них ему нравится больше — и так ли велика между ними разница.

Роман пытается высечь из альтернативных реальностей искры философской многозначительности, однако в первую очередь это все-таки развлекательное чтиво для сентиментальных дам, упорно ищущих «настоящую любовь». Тейлор Дженкинс Рейд свято верит, что связывать жизнь нужно только с тем человеком, к которому тебя влечет необъяснимая магическая сила — а заодно поет дифирамбы женской дружбе и слегка журит «золотую молодежь» за избалованность и безответственность. И призывает верить, что даже в ситуации, о которой пел ещё Борис Гребенщиков«мне двадцать пять, а я до сих пор не знаю, чего хочу» — отчаиваться не стоит: всё будет, хоть и не сразу.

Софи де Вильнуази. «Как я решила умереть от счастья»

Пер. с франц. Марии Заславской. — М.: АСТ, 2019

Героини трёх романов, представленных в нашей подборке, убедились на собственном опыте: жизнь может круто измениться и в тридцать, и в сорок, и в сорок пять

Наверное, в тяжелые времена каждому хотя бы ненадолго казалось, что жизнь кончена — но затем все мы брали себя в руки и выбирались из этой ямы. У Сильви Шабер все наоборот: ничего ужасного в ее жизни не произошло, но при этом она твердо решила наложить на себя руки. Ей сорок пять, у нее нет ни мужа, ни детей; родители давно уже на том свете (впрочем, с ними Сильви никогда не была особенно близка), а единственная подруга Вероник только и делает, что жалуется на бывшего мужа, который бросил ее после двадцати лет брака. Лучшие годы отданы скучной работе в офисе и таким же скучным романам с совершенно неподходящими мужчинами. И вот исполнительная и флегматичная Сильви планирует самоубийство — точно так же, как другие люди планируют отпуск. Правда, сперва она решает попробовать что-то новенькое и записывается к психотерапевту, который шокирует ее необычным терапевтическим методом.

«Как я решила умереть от счастья» Софи де Вильнуази — что-то вроде нашумевшего романа Пауло Коэльо «Вероника решает умереть», только без размышлений о Боге, судьбе и альтернативных вселенных. В отличие от героинь Духовны и Рейд, персонаж Вильнуази не интересуется тонкими материями: она агностик, и к тому же — отъявленный прагматик, привыкший рассматривать жизнь как долгосрочный проект по накоплению материальных благ. А еще Сильви подзадержалась в роли пай-девочки, и теперь ей предстоит наконец-то испытать и стыд, и страх, и сумасшедшую страсть, и много чего еще.

Роман получился таким же легким, как книга Тейлор Дженкинс Рейд, но более сомнительным с точки зрения морали. Софи де Вильнуази «тащит» свою героиню в некую идеальную жизнь, но есть ли в этой жизни какой-то смысл, кроме погони за удовольствиями, — большой вопрос. К тому же текст не лишен сюжетных ляпов: так, психотерапевт Франк иногда творит что-то абсолютно непрофессиональное (и явно не по задумке автора), любовные сцены не вызывают особого доверия, а духовное перерождение Сильви, несмотря на ее упорную работу над собой, происходит — по большему счету — благодаря случайности. Впрочем, если вы ищете приятную книгу для отдыха и не собираетесь придираться, «Как я решила умереть от счастья» — вариант более чем подходящий.

07.10.2019

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Рецензии на книги›:

Подписка на новости в Все города Подписаться
Нонфикшен2019

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ