Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
ЛитераТула фестиваль2018

Бремя молодых

В Москве будет объявлен финальный список литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина

Текст: Павел Басинский/РГ
Фото: Евгения Салихова/ vk.com/festival_literatula

Pavel-Basinskiy.jpg На конкурс прислано 3069 работ начинающих писателей, из имен и произведений которых будет сформирован список из 20 позиций, десять — в номинации «Поэзия» и десять — в «Прозе». И наконец, 6 июня, в день рождения Пушкина, будут оглашены имена шестерых лауреатов (если среди них окажутся соавторы, то имен будет больше), которые займут в каждой номинации соответственно первые, вторые и третьи места. Общий премиальный фонд солидный — 4 800 000 рублей. 1 200 000 — за первое место, 700 000 — за второе и 500 000 — за третье. При этом


в 2017 году, когда премия вручалась впервые, произведения финалистов не только были вывешены на сайте, но и изданы отдельными бумажными книгами.


Кому-то эти преференции для авторов, которые еще ничем не заявили себя в литературе, кажутся лишними и развращающими неокрепшие молодые души. Известная максима: «Писатель должен жить трудно». «Чтоб хорошо писать — страдать надо, страдать!» — говорил в конце жизни Достоевский юному Мережковскому, которого с его слабыми стихами к гению русской литературы привел отец. Но не все помнят, что ответил Достоевскому отец Мережковского: «Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдает!»

Это, кстати, любопытный момент. Когда современная мама отводит свое любимое чадо в музыкальную школу, хореографический кружок или театральную студию, никто ведь не скажет этой маме с суровым, изможденным лицом: «Страдать надо, страдать!» Дитятко послушают, посмотрят, прикинут его данные… Впрочем, будут учить его и так, без выдающихся данных. Полезно ведь научиться играть на каком-нибудь инструменте, уметь прилично танцевать или обладать минимальными актерскими навыками, которые пригодятся в публичном общении. А вот писатель непременно должен «пострадать», «жить трудно», иначе грош ему цена и его слово ничего не значит. Мы восхищаемся юными вундеркиндами, которые поют, как «звезды», в десять лет исполняют на рояле Баха, но с явным скепсисом смотрим на молодые литературные таланты. «Да что он может, куда он лезет, тоже мне Лев Толстой нашелся!»

Почему нам не приходит в голову, что способность играть словами, фантазировать, создавать какие-то миры из 33 букв русского алфавита (в латинском и того меньше — 26) — тоже сам по себе удивительный дар, и если он просыпается рано, то его нужно как-то стимулировать? Может быть, еще и потому, что непонятна цель, не ясен конечный результат? Стимулировать рождение писателя? Зачем? Чтобы потом жил трудно и страдал? «Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдает!»

И дело не в том, что стать знаменитым писателем трудно. Точно так же трудно стать знаменитым актером, музыкантом или танцовщиком. Но человеку, просто хорошо умеющему играть на рояле или вести в танце партнершу, никто ведь не скажет: «Тоже мне Рихтер нашелся!», «Тоже мне Нуриев!»


Выбрать для себя (или для своего ребенка) творческую судьбу — это в любом случае большой риск,


иногда ценой всей жизни, которая будет украдена творчеством, а оно ничего не даст конкретно взамен кроме якобы «сладостных» мук творчества. Но сегодня отправить ребенка в профессиональный спорт — это куда больший риск. Старый писатель — хорошо, то, что нужно, это в нашем представлении «Лев Толстой». А старый спортсмен?!

Это еще и украденное детство, как его понимают обычные люди. Ведь прежде чем «страдать», начинающий писатель должен еще прочитать полтонны книг, в то время как другой юный «страдалец» за стеной соседней квартиры будет до мозолей пиликать на скрипке. Алексей Пешков стал Горьким на 90 процентов потому, что много читал, а не много страдал. Когда он месил тесто в пекарне, а потом на мешках с мукой читал Шопенгауэра, трудно сказать, в какой момент в Пешкове рождался писатель.

премия лицей

На фестивале «Красная площадь-2017» назвали лауреатов премии «Лицей»/ Tvc.ru

Мне нравится формула, которую предлагает в своем романе «Попугай Флобера» английский писатель Джулиан Барнс: «Лучшая жизнь для писателя — это жизнь, позволяющая ему писать книги наилучшим образом». В этой формуле, безусловно, заключена чисто английская ирония. Она, по сути, ничего нам не говорит и в то же время является исчерпывающей. Герой этой книги Гюстав Флобер не страдал так горько, как Горький, не стоял перед эшафотом, как Достоевский, но именно он стал отцом мирового реализма, в том числе и русского, и степень его влияния на Тургенева, Толстого, Достоевского и Горького нельзя переоценить.

Наилучшей жизнью для писателя могут быть мешки с мукой, а может — светский салон. Но в любом случае всё это будет отвлекать его от главного — от чтения любимых книг. Писатель может заниматься политикой и испытывать от этого скуку или, напротив, кайф, а может не заниматься, без всякой для него лично потери. Барнс в своей книге о Флобере предлагает другие максимы, которые я бы выбил золотыми буквами на дощечках и повесил их в Литературном институте. «Форма — это не плащ, накинутый на плоть мысли, это и есть плоть мысли». «Представить Идею без Формы так же невозможно, как Форму без Идеи». «Всё в искусстве зависит от исполнения: история вши может быть прекраснее, чем история Александра». «Вы должны писать в соответствии со своими чувствами, не сомневаться в правдивости этих чувств, и плевать на всё остальное». «Если строчка хороша, она уже не принадлежит никакой школе». «Если вы пишете хорошо, вас обвинят в отсутствии идей».

Но все эти формулы годятся (или не годятся) уже для писателя. А как им стать? Где эта дверца в литературу? Пожалуй, премия «Лицей» (а до ее возникновения — премия «Дебют») — это и есть одна из дверей. Не самая правильная?

Проходите мимо…

Литературные премии

Премия «Лицей». Произведения финалистов

На «Лицей» подано три тысячи заявок

Создана новая премия для молодых писателей и поэтов


Оригинал статьи:
«Российская газета» — 13.05.2018

Просмотры: 393
15.05.2018

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ