САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Букашки» на Покровке

Зачем издательство «Розовый жираф» открыло в центре Москвы книжный магазин, в котором продает книги своих конкурентов?

Интервью и фото: Михаил Визель

На фото: Надежда Крученицкая в "Букашках"

Одно из радостных событий накануне Нового года – открытие в старом дворе на Покровке (Покровка, 45с4) книжного магазина «Букашки». Хотя он является частью издательства «Розовый жираф», на его полках представлены книги не только этого известного издательства, но и многих других, от штучного «Леса рук» до вполне массовых «Махаона» и «Эксмо дети». Как так получилось, на открытии «Году Литературы» рассказала Надежда Крученицкая, главный редактор издательства «Розовый жираф».

«Букашки» – это магазин при детском издательстве? Или просто детский книжный магазин?

Надежда Крученицкая: Во-первых, «Букашки» существуют уже довольно давно. Долгое время это был интернет-магазин, но офис был при нашем издательстве на метро «Аэропорт». Это довольно далеко для всех. При этом у нас накопился, я бы сказала, изрядный опыт: что отбирать для нашего магазина, что предлагать читателям, как формировать нашу аудиторию. И мы поняли, что надо переезжать в центр. Но это не так просто в существующих обстоятельствах. А тут подвернулся удобный случай. Наши любимейшие друзья – Фонд «Детские сердца», вернее, возглавляющая его Катя Бермант предложила нам помещение. Потому что рядом в соседнем зале – «Лавка радостей», это другой благотворительный проект, которым Катя занимается. И мы поняли, что нам это очень нравится, во-первых, идеологически, потому что наша аудитория во многом разделяет и эти принципы, и эти интересы, и это хорошее объединение.

Мы посмотрели этот зал, нам здесь очень понравилось. Кроме того, здесь неподалеку сидят наши разные прекрасные коллеги. Одновременно с нами, например, переехала «Белая ворона» в центр. «Маршак» тут давно, как вы знаете, «Настя и Никита», чуть дальше – «Самокат». Здесь, в районе Покровки, все получилось совсем мощно. Мы думаем о создании книжного квартала, и это вполне органично для любого большого города, а в Европе вполне сохранившаяся традиция такого цехового объединения. Оно удобно всем участникам этого цеха, оно позволяет нашей книжной аудитории, которая в Москве очень большая, не разрываться, не рваться в разные концы, а обрести нас всех в центре. Потому что все равно в центр, так или иначе, все ездят по каким-то делам.

А еще ведь эта линия улиц, Покровка – Маросейка, она же упирается почти прямо в «Детский мир».

Надежда Крученицкая: И мы с коллегами уже об этом говорили, у нас очень много планов. Так что ждите, я думаю, что к весне мы намутим.

Я зацеплюсь за ваше слово «благотворительный проект Кати Бермант за соседней дверью». Ваш проект, напротив, отнюдь не благотворительный. Вы коммерческий магазин. Какова ваша бизнес-модель? Я смотрю, что здесь не только книги «Розового жирафа», но и других издательств. Но при этом не всех.

Надежда Крученицкая: Мы тоже в этом смысле не уникальны. Хотя, по большому счету, каждый такой маленький магазинчик уникален. У каждого из них свое лицо. И это лицо – его сотрудники. Если вы приходите в «Дом книги», к сожалению, никакого такого лица вы там не обнаружите в большинстве случаев. А здесь вы будете идти к конкретному человеку, за его конкретными рекомендациями. Наша модель, она именно такая: это место для общения, для совета, для удовлетворения своих культурных потребностей. И здесь будет не только продажа книг, но и разные мероприятия, семинары, клубы. Детские, подростковые. Мы говорили сегодня и с художниками, и с сотрудниками разных образовательных учреждений. В общем, мы надеемся, что здесь будет разная, содержательная и при этом бурная интеллектуальная жизнь.

Я также был на открытии магазина «Маршак», брал интервью у Сергея Карпова, и я обратил внимание, что у них там продаются книжки совсем не детские. Он мне объяснил это просто: когда приходят молодые родители с маленькими детьми, естественно, у них обычные молодежные интересы, а не только детские. В частности, у них те же графические романы 18+ продаются. Вы как по этому поводу думаете?

Надежда Крученицкая: Мы считаем, что это очень правильно. У нас тоже будет такой стеллаж. Мы не будем соревноваться здесь со взрослыми издательствами или большими магазинами, но стеллаж таких книг, которые могут поддержать и утешить если не медвежонка, то мать в безвыходном положении, безусловно, мы заведем. Стеллаж с книгами – это действительно пространство общения, и люди получают книги, дают книги, встречаются с книгой в самых разных обстоятельствах в своей жизни. И мы хотим все эти возможности, что называется, подсобрать.

У всех независимых, в первую очередь детских книжных магазинов есть одна общая большая проблема, называемая греческим словом λαβύρινθος. Мы с вами знаем, в чем эта проблема заключается, но для читателей проясню: крупнейший интернет-магазин «Лабиринт» берет у маленьких независимых издательств товар на реализацию на условиях эксклюзива. То есть они не могут больше отдавать ее на реализацию – только лично на ярмарках. Как вы ее предполагаете решать?

Надежда Крученицкая: Я не считаю это буквально проблемой.

Например, у вас по этой причине нет книг издательства «Август».

Надежда Крученицкая: Во-первых, эта ситуация может меняться. Мы живем пока еще, слава богу, в экономически свободном мире. Кто-то сейчас только через «Лабиринт» распространяется, кто-то перестает так делать. Кто-то, наоборот, только уходит в «Лабиринт». Мир меняется, и мы будем как-то немножко меняться вместе с ним. Вообще «Лабиринт» – это прекрасная история, которая позволила людям по всей стране оперативно, эффективно, с большими скидками получать книги самых разных издательств. Поэтому я не считаю, что «Лабиринт» наши враги.

Я не сказал, что «враги». Я сказал, что конкретно для вашего бизнеса это проблема.

Надежда Крученицкая: Огромное количество людей, мы это точно знаем, мы убедились в этом за 10 лет нашей издательской работы, хотят видеть в издателях практически друзей. И мы знаем детей, которые выросли на наших глазах, для которых мы создавали наши книги. Теперь эти дети приходят к нам волонтерами, работают у нас. То есть это некоторые отношения, и они могут расширяться. Этих людей не будет раз-два-три. Их будет больше. Потому что это то, чего нам всем не хватает. Мы все научились всё делать через телефон и приложения и вдруг обнаружили, что страшно хотим что-то делать руками. Попросту обниматься и встречаться с другими людьми. И это пространство теплого человеческого общения.

Тогда чуть-чуть приоткройте тайну: какие же это совместные планы, вытекающие из вашего географического соположения?

Надежда Крученицкая: Будет не совсем корректно, если я все буквально начну называть. Мы уже провели пару встреч с коллегами, есть некоторые соображения. Но это такие установочные договоренности, наверное, мы будем в январе как-то их фиксировать. У нас в планах и совместные акции, и совместные скидочные карты, и общий фестиваль, и экскурсии. Потому что это же возможность осваивать пространство города тоже. Если мы сделаем этот квартал, Покровку, книжным местом, мы можем выходить с этим к каждому дому.

Эти ваши договоренности, они горизонтальные или вы вышли с ними в Роспечать, в правительство Москвы?

Надежда Крученицкая: Пока нет. Мы придумывали это как горизонтальную историю. Но при этом некоторая вероятность участия в этом государственных структур есть. Во всяком случае некоторые государственные структуры проявили к этому интерес. Мы будем смотреть, насколько это нам подходит.

У меня есть ощущение, что сейчас поднялась новая волна, вторая волна независимых детских издательств. Когда начался «Розовый жираф», «Самокат», это была первая волна. А сейчас у Анастасии Орловой свой «Домик», у Николая Джумакулиева «Волчок», необычный альманах «Кит», новые детские журналы… У вас изнутри есть такое ощущение?

Надежда Крученицкая: Да, есть такое ощущение. Меня это бесконечно радует. Я считаю, что нас было очень мало. Что для города с 15-миллионным населением...

Не говоря уже про страну со 150 миллионами.

Надежда Крученицкая: Да! И чем нас будет больше, тем больше будет наша аудитория. Это очень важно понимать. Что мы тут не горло друг другу будем грызть, а на самом деле это говорит о том, что спрос растет. И люди понимают, что маленьким детям нужны книги, нужны бумажные книги. И что книги, опять же, центр притяжения для самых разных людей с самыми разными интересами. И книга становится не линейной. Это не книга нашего детства, исключительно логоцентричная. Сейчас книга – это гораздо больше. Я не говорю про то, что есть графические романы, а есть энциклопедии всех форматов на все возраста, по всем темам и т.д. Это может быть частью какого-то мультимедийного проекта. В общем, это то, во что интересно въехать. И я думаю о том огромном количестве людей, которые об этом могут пока еще даже не догадываться.